Анатолий Пытов - ветеран молдавского спорта и спортивной журналистики - отмечает сегодня юбилей!
Человеческая жизнь - она многоликая и, порой, непредсказуемая, "пестрит" крутыми поворотами, а иногда "выдает на гора" неожиданные сюрпризы.
Правильно кто-то сказал:" Жизнь прожить - не поле перейти".
Дороги на этом поле бывают разными - то ровные, то с ухабами. И эти дороги определяют судьбу, что означает ход жизненных событий, не зависящих от воли человека.
Как юбиляр, Анатолий особых претензий к прошедшим годам не имеет. Свои этапы жизненного пути знает наизусть. А они были нелегкими. Начиная с детских лет.
Сегодня Константинычу (так дружески его называют коллеги-журналисты) - исполняется 80! Возраст почтенный. Но он по-прежнему бодр, моложав, а его журналистской активности по-доброму завидуют молодые корреспонденты спортивных изданий.
Анатолий Пытов - автор многих материалов в газете "СПОРТ-курьер" по гандболу, борьбе самбо, боксу, шахматам и другим видам спорта, где доходчиво и профессионально рассказывается о достижениях молдавских спортсменов. Сам Анатолий - бывший гандболист, участвовал во Всесоюзной Спартакиаде профсоюзов СССР 1965-го года в составе сборной Молдавии, призер чемпионата Одесского военного округа по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки, победитель и призер гандбольных соревнований, первенств МССР и Кишинева, участник многих армейских соревнований по легкой атлетике, волейболу, шахматам. Сегодня - арбитр международной категории, бессменный главный судья чемпионатов страны по гандболу.
Говорить об этом удивительном человеке, влюбленном в спорт, можно бесконечно. Лучше, наверное, будет, если он расскажет о своем житье-бытье сам.
- Однажды один шутник недвусмысленно заметил: родился я по собственному желанию, умру - по сокращению штатов. Иногда, вспоминая эту шутку, думаешь, а не касается ли она меня.
А если серьезно, то впервые белый свет я увидел 26-го июля 1934-го года (так говорила мне моя тетя Александра Петровна) в деревне Федино Рязанской области. Через два года на лесном пожаре погибла моя мама, Мария Петровна, и меня оставили (по суду) на воспитании тети (она была инвалидом детства). Несмотря на то, что был жив-здоров отец Константин Иванович. Почему и как - сказать сейчас не могу, но так случилось.
Так я и рос, порой в холоде и голоде во время войны и после войны. Закончил четыре класса Сосовской начальной школы в 1946-м году, затем семилетку в селе Артемово, а в 8-10 классах учился в Туме (районный центр) в средней школе. Особенно тяжелы были 1945-1947 годы - их по праву называли голодные годы. Весной приходилось есть траву, по полям собирали гнилую картошку.
За эти десять школьных лет, кроме своих деревень и районного центра, нигде не был. Вот такими были мое детство и юность. Любил ходить в лес за грибами, в деревне играл в футбол, гоняя резиновый мяч. В 8-м классе в маленьком тумском спортзале впервые увидел настоящий футбольный мяч. Зимой катался на лыжах.
- Когда попали в армию, наверное, все трудности забылись?
- Да, нет, разве такое забывается? После окончания средней школы почему я пошел в военное училище? Там обувают, одевают и кормят. Для меня это был единственный выход из положения. В школе я учился хорошо и в училище экзамены сдал успешно. Так в 1952-м году стал курсантом авиационо-технического военного училища в городе Вольск Саратовской области. Началась новая жизнь. Первое время было нелегко, затем привык к армейскому распорядку, дисциплине. Два года пробежали быстро, и в 1954-м году закончил это учебное заведение и стал офицером ВВС Советской армии. В училище много занимался спортом (благо обстановка позволяла) - легкой атлетикой, гандболом (11х11). Однажды был включен в состав команды училища и выезжал на игры первенства Приволжского военного округа по футболу.
- Для продолжения дальнейшей службы вы были распределены в воинскую часть в Маркулешты Молдавской ССР.
- Это было в конце 1954-го года, когда я ступил на молдавскую землю. И даже не предполагал, что останусь на этой благодатной земле на долгие годы. На службе, в свободное время довелось участвовать в различных соревнованиях по многим видам спорта, как в рамках воинской части, так и в первенствах дивизии и округа. В моей коллекции до сих пор десятки грамот и дипломов за высокие результаты.
Но особо следует подчеркнуть: именно в Маркулештах я познакомился с будущими космонавтами Евгением Хруновым и Виктором Горбатко. Женя в те годы был холостяком, и мы нередко отдыхали вместе, выезжая в Бельцы и Флорешты. Более года в военном городке я жил с ним в одной комнате.
В 1961-м году в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР я демебилизовался. Одно время передо мной стояла дилемма: идти работать или учиться. Выбрал середину - мтал работать на заводе "Электроточприбор" и поступил учиться на вечернее отделение юридического факультета Госуниверситета. Одновременно играл в гандбол в тресте "Инждорстрой" (тренер - Александр Шарага) и судил соревнования - городские и республиканские. В 1961-м году состоялся мой дебют в судействе всесоюзного первенства по гандболу 11х11. Игры проходили в Кишиневе на стадионе "Динамо". Дебют в судействе всесоюзных соревнований "малого" гандбола у меня состоялся в 1963-м году в Черкассах на первенстве СССР среди юношей. Затем другие соревнования - чемпионаты СССР первой и высшей лиг, вплоть до 1992-го года. Судил Спартакиады Народов СССР 1971, 1975, 1979 и 1983 годов. Как пик этой общественной профессии я рассматриваю свою работу в составе судейской коллегии по гандболу в Сокольниках, в Москве, на XXII Олимпийских Играх.
В спортивных организациях моя деятельность началась с должности председателя спортклуба "Зидиторул" треста "Инждорстрой", затем работал в городском и центральном советах ДСО "Молдова", городском спорткомитете. В Республиканском спорткомитете МССР я трудился в должности главного тренера по гандболу и шахматам. И везде старался не ударить в грязь лицом, трудился на совесть. Не раз мне предлагали перейти на руководящую работу, и каждый раз я отказывался. "Сидеть на стуле" - значит, в основном, участвовать в различных собраниях и совещаниях, а это не по моему нраву.
А вот характерный пример: на 7-й Спартакиаде народов СССР в 1979-м году молдавские шахматисты вошли в шестерку сильнейших команд вместе с гроссмейстерскими дружинами РСФСР, Москвы, Ленинграда, Грузии и Украины. А в нашей команде был лишь один гроссмейстер - Анатолий Лутиков. Это был большой успех нашей команды и молдавских шахмат в целом. И вот по приезду в Кишинев зампред Спорткомитета МССР Константин Згеря предложил мне подготовить документы на присвоение "Заслуженного тренера республики по шахматам". Я наотрез отказался, ссылаясь на то, что тренером на практике я не работал, а занимался только административными вопросами, и шахматы - это мое хобби. Он долго на меня потом обижался.
- Кстати, о шахматах. Уважаете этот вид спорта?
- Я шахматы не уважаю, а безмерно люблю. Это мой приоритетный вид отдыха. У меня есть карманные, дорожные и турнирные шахматы. До сих пор участвую в различных соревнованиях по шахматам, как большой любитель. Знаю многих "гимнастов ума" в республике и не только. В годы службы в армии в сеансах одновременно игры выступал против гроссмейстеров Ратмира Холмова, Ефима Геллера и, конечно же, Анатолия Лутикова. В Маркулештах много раз в офицерских турнирах играл с Евгением Хруновым.
В Кишиневе со мной был такой случай: в районе Комсомольского озера любителям шахмат много лет служил шахматный павильон. Однажды, чтобы взять шахматы в "аренду", нужно было отдать какой-то документ. Я отдал комсомольский билет. А когда сдавал шахматы, по поводу билета мне сказали, что он в горкоме комсомола. Пошел туда и получил замечание от работника горкома, где мне указали, что партийные и комсомольские документы никому отдавать нельзя.
- Анатолий Константинович, кроме спорта сегодня вы являетесь ветераном спортивной журналистики. Когда началась ваша журналистская карьера?
- Мой первый журналистский труд - это выпуск в училище, в учебной роте, стенгазеты. Этими вопросами занимался и в Маркулештах, выпуская боевые листки на полетах. Несколько моих заметок о летчиках полка были опубликованы в газете "Советская авиация" (1956-1957 годы). В Кишиневе стать на журналистские "ноги" мне помог Станислав Орлов (газета "Молодежь Молдавии"), Сергей Александров (газета "Вечерний Кишинев"). Но можно сказать, штатным корреспондентом я стал в газете "СПОРТ-курьер" (редактор - Вячеслав Романеску). Из под моего пера вышло много информаций, зарисовок, очерков о соревнованиях по гандболу, борьбе самбо, баскетболу, волейболу, шахматам, шашкам. Более 10-ти лет редактирую приложение газеты "СК" по боксу "Ринг Молдовы", выпустил 2 книги по боксу, методические рекомендации судьям по гандболу.
Честно говоря, у меня в архиве достаточно материала в виде очерков и зарисовок о молдавских спортсменах, чтобы выпустить сборник, но для этого требуются финансы, которых, к сожалению, у меня нет.
- Говорят, что Анатолий Пытов - большой юморист, и поэтому с ним приятно вести разговор?
- Мини-байки, шутки-прибаутки, различного рода анекдоты на разные темы у меня есть в достаточном количестве. Если их собрать воедино, можно выпустить интересную брошюру.
- Константиныч, какой случай, связанный со спортом был в вашей жизни самым забавным?
- В 1980-м году, в день моего рождения, на Олимпиаде в Москве, мне друзья из Кишинева прислали поездом канистру молдавского вина. Надо было ее пронести в Дом арбитра, который находился у станции метро "Юго-Западная". У здания охрану пройти было, по существу, невозможно. Главным был, как потом оказалось, полковник из КГБ, который, в ответ на мою просьбу, спросил: "Что в канистре?" Я отвечаю: "Керосин". Он как бы растерялся, и ответил: "С керосином нельзя в Дом арбитра". А я ему говорю: "Вы попробуйте стаканчик, ведь это молдавское красное вино".
Больше вопросов не последовало. После дежурства он зашел ко мне в комнату поблагодарить после дегустации за хороший напиток.
- Анатолий Константинович, а как у вас семейные дела?
- В этом вопросе мне малость не повезло. С бывшей супругой мы "разбежались" из-за взаимных подозрений и упреков (мягко говоря). Сегодня со мной проживает сын Игорь, он уже взрослый человек. Это моя смена и продолжатель моего рода. Я его очень люблю.
- Константиныч, сегодня не только журналисты, которые вас знают, но и многие любители спорта поднимут бокал за ваше здоровье. Есть повод. Повод, надо сказать, замечательный.
- Спасибо за добрые слова. Я не ощущаю тяжести прожитых лет, потому что постоянно нахожусь среди спортивной молодежи, а это придает дополнительный стимул держать себя в тонусе, оставаться молодым и активным.
Ну, а мы, поздравляя своего коллегу со знаменательной датой, скажем так:
Какой прекрасный путь прошел товарищ,
Ах, сколько пройдено и прожито всего.
Как говорится, не добавишь, не убавишь,
Нам остается лишь равняться на него!