Эксклюзивное интервью Дмитрия Торнера, после скандала, который произошёл на заседании НОСК.
Очередное заседание Национального Олимпийского и Спортивного Комитета (НОСК), состоявшееся 29-го ноября, завершилось скандалом, возможно, одним из самых громких в молдавском спорте за последнее время. Поводом стало назначение на должность вице-президента НОСК Дмитрия Торнера – человека с неоднозначной биографией.
Агентство обратилось к нему за комментарием. Оказалось, что это первое интервью Торнера для СМИ.
- Поскольку наша встреча спровоцирована скандалом в НОСК, давайте с этого и начнём. Расскажите вашу версию событий.
- Я расскажу её, но хотел бы начать с предыстории. Чтобы вы понимали, это первое моё интервью. Как-то так получается, что мою биографию за меня рассказывали кто угодно, искривляя всё, что только возможно.
Для меня приход в спорт в чём-то - история случайная, но во многом – предопределённая. Да, бизнес, коммуникация, политика, общественные процессы – всё это тоже было частью моей жизни, в том или ином объёме, на разных этапах.
В 2021-м году жизнь свела меня с Федерацией биатлона Молдовы. На тот момент её экс-президент принял для себя решение уйти с занимаемой должности по состоянию здоровья. Биатлон тогда мне был интересен как обычному болельщику. Я понимал, что это достаточно дорогостоящий вид спорта, поэтому захотел помочь. Около года я исполнял обязанности руководителя федерации, а потом меня избрали её президентом. Тут нет подводных камней – я помогал финансово, наладил отношения с IBU, загорелся проектами – нам нужна биатлонная инфраструктура, для начала - для летнего биатлона.
Не буду останавливаться на этом – мне и так уже говорят, что биатлона стало слишком много в молдавских спортивных новостях. В общем, и НОСК в моей жизни возник как более широкий горизонт, дающий новые возможности, чтобы принести пользу спорту в целом, а не только биатлону. Я так думал, по крайней мере. Я не ждал каких-то выгод от НОСК, наоборот, хотел максимально помочь спорту.
Недавно, к примеру, мы профинансировали форму нашей юношеской олимпийской сборной. И это было до назначения на должность. Просто хочется видеть наших ребят в достойной экипировке. Согласитесь, во время трансляций форма с элементами национальной символики выглядит круто и поднимает дух спортсменов и болельщиков.
- Вас пригласили на руководящую должность НОСК, надеясь на вашу финансовую помощь?
- Полагаю, что в большей мере – да. Но я чётко донес и публично озвучил на общем собрании НОСК, что главной задачей вижу привлечение инвесторов и развитие международных связей, отношений, сотрудничества для инвестиций в молдавский спорт.
- Не успели вас избрать, как на второй день СМИ опубликовали о вас нелицеприятные факты из прошлого. В итоге вы отозвали свою кандидатуру, а НОСК сообщил о пересмотре своего решения от 29-го ноября...
- Мне действительно было сложно представить, что возникнет такая ситуация. Я просто не предполагал, что в НОСК такие внутренние распри. Статьи и сюжет обо мне были подготовлены на следующий день после голосования. Судя по всему, кто-то сводит личные счёты с НОСК и с его руководителем. Это давняя история, как я понимаю, но меня эта ситуация вообще не касается, я в ней не занимаю ничью сторону. Мы могли быть соратниками в борьбе за медали, но кто-то предпочёл стать участником тараканьих бегов. Их выбор. Поэтому и написал соответствующее заявление в НОСК. Это не моя игра, участвовать в ней я не намерен. Моя игра только начинается.
- О планах в спорте мы сможем поговорить с вами в другой раз, сейчас гораздо интереснее задать вопрос о вашем прошлом… Оно у вас весьма противоречивое, судя по тому, что о вас написали.
- Давайте о прошлом, я согласен. О будущем ещё успеем – оно у нас, не сомневаюсь, будет не менее впечатляющим. Кстати, чтобы потом не отвлекаться – и в 2019-м, и в 2021-м, и в 2023-м годах история, написанная обо мне в СМИ, есть смесь фактов и домыслов. Были те, кто положил глаз на мой бизнес в 2000-м году, были те, кто его, что называется «отжал». Из этого сделали «сенсацию» почему-то, перекрутили факты, многое домыслили.
Хотя для того времени это были достаточно обыденные истории.
- Не зная, что в вашей биографии является домыслом, а что фактом, давайте пройдёмся по ней. Итак – проблемы с законом. Что это были за истории с осуждением? Вы занимались бизнесом в 90-х? Ниточки оттуда?
- Скажу так. Мою «биографию» долго лепили в СМИ по указке и трактовкам из силовых кабинетов того времени (начало 2000-х годов). А реальные детали основываются на логических вопросах.
Коротко скажу о моих первых шагах в бизнесе. Я рос в небогатой, если не сказать, бедной, семье. Ещё в школе подрабатывал в фотоателье, потом открыл своё. Позже расширил бизнес на Румынию, а меня обвинили в краже мобильного телефона, в том, что продал вещи с квартиры, которую, кстати, арендовал официально, на свой паспорт. Было бы смешно, если бы эта реальность не была столь кошмарной. В общем, схема обычная для того времени - меня подставили, бизнес, что называется «отжали», а потом засудили. Но это меня не сломало, я не сдался. Испытания на прочность в моей жизни возникали ещё не раз.
- Вас также обвиняют в побеге из тюрьмы…
- Абсурд! Я освободился на законных основаниях, сразу женился, отгулял свадьбу. Кто играет свадьбу, если желает скрыться?
- Кстати, о свадьбах. Вас обвиняют в смене фамилии, в многочисленных браках…
- Я всю жизнь искал свою семью и нашёл ее. Что касается предыдущих браков и смены фамилий, то на то были мои личные причины, которые к вымышленной истории в СМИ никакого отношения не имеют. Они точно не связаны с желанием от кого-то скрываться.
Очевидно, что у тех, кто искусственно «создавал» мою биографию в 2019-2021 годах, больное воображение. Они намеревались насытить её самыми нелепыми фактами. Странно, что меня в убийстве Кеннеди ещё не обвинили. Наверное, спасло только то, что родился на 20 лет позже, а так, вполне бы могли.
- А сейчас у правоохранителей в какой-либо стране есть к вам претензии?
- Нет. Ни в одной стране мира. Каждый месяц я несколько раз прохожу паспортный контроль. Никаких вопросов у пограничных служб, полиции ни в Евросоюзе, ни в Украине, ни в Молдове ко мне не возникает. В розыске не пребываю. Это подтверждается документами. Их уже публиковали украинские СМИ и там чётко указано, что дело против меня закрыто в связи с отсутствием состава преступления (скан-копии справкок об отсутствии судимости в РМ и Украине прилагаются).
- Если говорить о будущем, как теперь будете действовать. Будете бороться за должность в НОСК?
- Это не вопрос сегодняшнего дня. Для меня главная задача – реализовать инициативы, которые я планировал. Будет это сделать легче с НОСК или без, я пока не знаю. Но и на своей нынешней должности – президента Федерации биатлона Республики Молдова - у меня есть поле для деятельности. Пока кто-то борется за портфели, мы будем бороться за медали. На данный момент этот девиз самым точным образом отражает ход моих мыслей.