22-го января Федерации бокса Молдовы исполняется 30 лет. Накануне этой даты Noi.md встретился с бессменным президентом ФБМ, руководителем компании DAAC Hermes Василием Киртока и поговорил о том, какими были эти 30 лет, каких успехов добились наши спортсмены и каковы перспективы и новые горизонты развития отечественного бокса.
- Федерация бокса Молдовы была создана 30 лет назад. 1993-й год – это как раз те самые 90-е, когда рушились прежние устои, структуры, представления. И многим было, собственно говоря, не до бокса. А вы решили создать такую организацию. Вы верили в будущий расцвет отечественного бокса?
- Не я решил – за меня решили. К тому времени исчез СССР, я уже отдалился от бокса, начал заниматься бизнесом и моё внимание было поглощено теми колоссальными изменениями, которые происходили в жизни молдавского народа и моей семьи, в частности.
Поскольку мы стали самостоятельным государством, то Республике Молдова предложили стать членом международных спортивных организаций. А для этого нужно было сформировать спортивные организации, которые будут представлять молдавский спорт на международной арене. В соответствии с Олимпийской хартией – это федерации. Поэтому был принят Закон о спорте, в соответствии с которым каждый вид спорта должен был учредить такую федерацию. И группа энтузиастов и профессионалов в области бокса (тренеры, спортивные функционеры) задумалась о том, как эту федерацию создать и кто бы мог её возглавить. Таким образом, мой бывший тренер, с которым мы поддерживали отношения, заслуженный тренер Республики Молдова Павел Данилович Лучевский, предложил мою кандидатуру. И вот ко мне пришла делегация желающих создать эту федерацию и уговорили меня. Я, конечно, посоветовался с женой и принял это предложение. На тот момент в нашей компании были все необходимые структуры, нужно было подготовить учредительные документы и организовать учредительное собрание. Этим уже занимался я и мои сотрудники. Мы тогда многое не понимали. Мы не понимали, что нас ждёт, и как всё это будет происходить. Но мы знали, что если не создать федерацию, то этот вид спорта может просто умереть. А ведь всё-таки боксом занималось огромное количество людей, были тренеры, директора спортивных школ. И, конечно, это не должно было умереть, тем более, что я считаю этот вид спорта очень важным для мужчин и развития в них мужских качеств.
- Создавалась федерация не на пустом месте – советский молдавский бокс имеет славную историю побед и достижений. Наши боксёры становились призёрами чемпионатов, Кубков СССР и Спартакиад. На счету – бронзовая медаль в Сеуле-1988 (Тимофей Скрябин).
Вы организовывались как преемники советской школы бокса или хотели создать что-то принципиально новое?
- Если говорить о школе бокса, то в основном она включает всё, что связано со способом подготовки спортсменов, с тренировками, техникой вида спорта. Есть какая-то универсальная, лучшая школа бокса. Это старая русская школа, кубинская, старая американская профессиональная школа, старая французская школа. Но мы тогда об этом не думали. Нашей задачей было сделать федерацию важной организационной частью для того, чтобы этот вид спорта мог функционировать. Речь идёт о том, что федерация занимается только спортом высшего мастерства. То есть федерация не управляет спортивными школами и тренировочным процессом в этих школах, - она занимается организацией соревнований на уровне республики. Это чемпионат Молдовы в разных возрастных категориях, а также организация и участие молдавских спортсменов во всех международных соревнованиях. Через федерацию проходят все международные соревнования, а также вся подготовка и формирование сборных команд для участия в международных турнирах.
Что касается непосредственной подготовки спортсменов, - конечно, это было продолжение советской школы бокса, потому что все тренеры на тот момент были выходцами из Советского Союза, они там воспитывались. Они, конечно, все очень разные. Даже в рамках маленькой республики вы можете увидеть несколько разных школ бокса. И несмотря на то, что это не являлось нашей обязанностью, мы старались влиять и на эти процессы и направлять тренеров на то, чтобы они получали новые знания и лучше готовили спортсменов.
- Можете ли вы подсчитать, сколько спортсменов за эти годы воспитала федерация?
- Как я уже говорил, мы занимаемся завершающей стадией подготовки спортсменов, мы «подхватываем» спортсменов, когда они уже становятся призёрами и чемпионами Республики Молдова, входят в сборные. И тогда мы уже организовываем тренировочный процесс и подготовку к конкретным соревнованиям.
Думаю, что через федерацию прошли даже не сотни, а тысячи спортсменов разных возрастов - участников международных соревнований. Мы шили для них спортивные формы, на которых было написано Moldova, и я думаю, что в их памяти это осталось как важная часть их жизни.
- Для хорошей подготовки к участию в мировых турнирах нужна и хорошая спортивная база. Она у нас есть?
- К сожалению, не всё, что у нас было для развития бокса в Советском Союзе, сохранилось. К примеру, был прекрасный спортивный комплекс «Юность», который принадлежал профсоюзам. Но профсоюзы умудрились всё это продать, и на месте спортивного комплекса, где был и прекрасный спортзал, и зал бокса, и 50-метровый открытый бассейн, построен жилой комплекс. На месте спорткомплекса «Молдова» построен Институт физвоспитания. Там тоже нет постоянного зала бокса, но зато есть большой универсальный зал, в котором мы периодически проводим чемпионаты республики. И хотя не всё, к сожалению, сохранилось, но за то время, что мы работаем, появились новые клубы, частные. Появились даже школы бокса в некоторых районных центрах, которых не было раньше. В принципе, география бокса существенно расширилась.
- Какими достижениями молдавских боксёров за эти годы вы гордитесь больше всего? Бронзовая медаль на Олимпиаде-2008 или что-то другое?
- Кроме успеха на Олимпиаде-2008, о котором вы говорите, у нас есть ещё бронзовая медаль на Олимпиаде 2000-го года, которую завоевал Виталий Грушак. Это был первый значимый успех самостоятельного молдавского бокса в независимой Республике Молдова. И до этого у нас тоже были яркие выступления. У нас был призёр чемпионата Европы Ион Черней. У нас был Василий Гаврилюк – призёр чемпионата Европы среди молодёжи. Прекрасно выступил на Олимпиаде в Атланте наш Игорь Самойленко. Он, к сожалению, проиграл в первом бою будущему олимпийскому чемпиону кубинцу Лоренцо Арагону. Когда Арагону вручали медаль и в интервью спросили, какой бой запомнился больше всего, он ответил: «Первый. Это был самый тяжёлый мой бой». То есть бой с нашим Игорем Самойленко. Я вообще считаю Самойленко одним из выдающихся наших боксёров, которому просто не везло. Правда, ему удалось стать бронзовым призёром чемпионата Европы в Перми, в 2002-м году, но, к сожалению, более высоких достижений у него не было.
Кроме двух бронзовых олимпийских медалей, у нас есть ещё серебряная медаль Олимпийских молодёжных Игр, золотая медаль чемпионата Европы, которую завоевал Вячеслав Гожан. Кроме этого, мы завоёвывали медали разного достоинства на Кубках мира и Кубках Европы. Мы вошли в тройку команд на чемпионате Европейского союза, где у нас были две золотые медали.
- Основная цель федерации – подготовка звёзд, которые будут завоёвывать призы и медали на международных турнирах или пропаганда массового спорта?
- Если говорить о роли федерации, то, поскольку мы занимаемся спортом высшего мастерства, для нас, конечно, главное – это организация подготовки и участия в международных турнирах. Наша задача – формирование сборных команд. Ну и, разумеется, пропаганда этого вида спорта также входит в наши обязанности. Для этого у нас есть сайт (https://www.boxing.md/), для этого мы снимаем видео всех чемпионатов республики, за что спасибо сайту Noi.md, и публикуем эти репортажи.
Мы постоянно рассматриваем нежелательные случаи, которые иногда происходят во время боёв и турниров, и принимаем по ним решения. Иногда готовим и методические материалы, которые распространяем среди тренерского состава.
- Какие взаимоотношения ФБ с профильным министерством? Какова его финансовая поддержка?
- В 90-е годы и первой половине нулевых огромная финансовая тяжесть ложилась именно на федерацию. А если говорить точнее, то на компанию DAAC Hermes, которая является единственным спонсором федерации. Когда мы обращаемся к кому-то за помощью, нам говорят – есть же DAAC Hermes, они богатые… Хотя слухи о нашем богатстве сильно преувеличены. Но, так или иначе, нам эту ношу пришлось тянуть самостоятельно. В 90-е годы и начале нулевых мы получали деньги только на подготовку к Олимпиаде, на участие в предолимпийских турнирах и чемпионатах мира. Даже на чемпионаты Европы мы не получали полное финансирование. Естественно, вместе с руководителями других федераций мы старались изменить эту ситуацию и сделать так, чтобы финансирование увеличилось – мы доказывали необходимость этого, ходили по министерским кабинетам. И второе - добивались, чтобы это финансирование шло непосредственно на федерацию. Не так, чтобы старший тренер ходил в министерство, в бухгалтерию, выбивал там деньги и непонятно, как потом ими распоряжался. Часто это выходило из-под нашего контроля. Нам удалось решить этот вопрос ещё при правительстве коммунистов, и уже много лет федерация на основании планов, которые мы представляем министерству (календарный план, график подготовки команд, график проведения соревнований), получает средства из министерства.
С министерством мы, естественно, всегда в хороших отношениях. Мы – политически нейтральная структура, и обычно у нас проблем с руководством министерства не возникает. Единственное – мы не получаем полное финансирование, и нам по-прежнему приходится достаточно большую часть расходов нести самим. Это и содержание офиса, это и командировки целого ряда сотрудников федерации на международные соревнования. Это очень часто и финансирование подготовки участия той части спортсменов, на которую не выделяется финансирование. Например, нам говорят: на чемпионат Европы мы даем средства только на трёх человек. Значит, за остальных приходится платить самим.
Обычно наши расходы составляют около одного миллиона леев, дополнительно к тому, что выделяет министерство. Это примерно третья часть.
- А как вы взаимодействуете с международными структурами, к примеру, IBA и EUBC? Каково участие наших специалистов в работе международных федераций?
- Уже к концу 90-х годов стало ясно, что нам надо активнее участвовать в работе международных федераций, и поэтому в 2002-м году мой тогдашний заместитель Константин Иванович Долту был избран членом исполкома Европейской Федерации бокса, а через некоторое время стал её вице-президентом. После Олимпиады-2008 он покинул этот пост, и моим замом стал Максим Чертыковцев, который одновременно является первым заместителем председателя городского совета города Тирасполя. С тех пор он активно участвует в работе международных структур. Он – член исполкома Европейской Федерации бокса, а сегодня возглавляет очень важный Технический комитет в этой организации. Это комитет, который организует все соревнования внутри Европейской Федерации и назначает туда лиц, ответственных за проведение этих турниров.
Одновременно некоторые наши люди входят и в комиссии Международной Федерации бокса. Это, например, Анатолий Кайгородов, который имеет квалификацию ITO. Он участвует в организации соревнований, может их и возглавлять, а также является оценщиком судей. Целый ряд других представителей федерации являются самыми высокими судьями, то есть наиболее квалифицированными на международной арене и участвуют в комиссиях международных федераций.
С недавних пор, после того, как на турниры олимпийского бокса стали допускать профессионалов, мы занимаемся и профессиональным боксом тоже. Это также сосредоточено в руках нашей федерации. И мой заместитель по федерации мой сын Алексей Киртока, возглавляет всю работу, связанную с профессиональным боксом. Став членами профессиональных боксёрских международных организаций, мы начали готовить спортсменов и в этом направлении.
(Окончание следует)