Эрик Ококо: «Он нам всем «пихал» не по-детски»



Валерий Григорьевич Ротарь - бывший заключенный и важная фигура в истории молдавского криминального мира. На старте лихой перестройки он стал президентом заводской команды любителей, создал с нуля клуб и вывел его на самый верх, иногда внедряя в работу топ-менеджера опыт из той, другой сферы.

«Ребята, присядьте. С вами хотят поговорить»

«При Союзе наша команда ЖБИ играла в чемпионате Советской Молдавии. Как только СССР рухнул - всё поглотили кризис и разруха, - рассказывал один из основателей клуба «Конструктор» ныне покойный  Валерий Горохов. - Работы нет, заказов нет, производство стоит. Завод почти обанкротился и не мог тащить ещё и футбольную команду. Мы пытались сохранить коллектив и искали деньги, везде, где только можно. Но у кого могли быть большие финансы в начале 90-х годов? Ясное дело, в основном у тех, кто занимался криминалом. Я знал, что Валера Ротарь в детстве тренировался в местной «дюшке» (ДЮСШ - примечание редакции) и даже неплохо играл. Решаем рискнуть, встречаемся с ним, просим помощи и он дает добро».

Вот что вспоминает нападающий Александр Скрупский, который отыграл в клубе 8 лет: «Зимой меня попросили поиграть в первенстве Кишинева за команду ЖБИ-4. Неделю мы сами собирались на игры, тренировки. И вот приходит 1-е марта 1993-го года. Этот день я запомнил на всю жизнь. Сидим мы в раздевалке, смеёмся. Заходит наш руководитель Валерий Николаевич Горохов и говорит: «Ребята, присядьте. С вами хотят поговорить». Мы, ничего не подозревая, садимся. Заходит плотный мужчина с бородой. Говорит: «С этого дня мы будем делать настоящую футбольную команду!» У нас полная «непонятка»: какую футбольную команду? А до сих пор что у нас было? Он продолжает: «Я хочу, чтобы вы серьёзно тренировались: скоро у вас будет и тренер, и форма». Вскоре появились и комплект формы, и сборы. Нам стало интересно. А через какое-то время мы уже конкретно стали узнавать, что это за человек такой - Зеленый».

Валерий Ротарь в юности действительно играл в футбол. Причем часто - за команды выше своей возрастной категории: «Выхожу с ними на поле, а они даже не знают, как меня зовут, и интересуются друг у друга: «А кто этот малой? Он же совсем ещё «зелёный». И так ко мне и прицепилось это погоняло: «Зеленый, а ну давай пасуй!».

«Получал 35 долларов, а в «Конструкторе» обещали 220»

Но в своем клубе Ротарь отошел от прозвища и не хотел, чтобы его так звали ни футболисты, ни персонал.

«Зеленым его никто в клубе не звал, - вспоминает защитник Эрик Ококо. - Валерий Григорьевич - мы его называли или так, или Дед, - без преувеличения жил клубом. Нередко было так: мы уже переоделись и готовы тренироваться, а саму тренировку не начинаем, потому что Дед ещё не подъехал. С Валерием Григорьевичем даже согласовывали состав на каждый матч. Он искренне переживал за команду.

Часто после игр он нам всем «пихал» - и «пихал» не по-детски. Мат, а он на нём разговаривал, стоял такой, что уши вяли! Неважно, выиграли мы или проиграли. Доставалось всем. Но и помогал Валерий Григорьевич всем. Тогда многие ребята получили от него квартиры. Он был великолепным психологом, людей видел насквозь, как рентген, говоря всегда, что из плохого человека футболиста не получится, а получится только из хорошего».

Валерий Ротарь всерьёз увлёкся новым хобби и стал президентом клуба, Валерий Горохов - начальником команды, а футболисты получили новую форму. Разумеется, зелёного цвета. Название ЖБИ они меняют на «Конструкторул» и строят всё с нуля. Зеленый не жалеет денег и пытается создать настоящий профессиональный клуб: покупает жилое здание и делает из него базу для футболистов, открывает школу, в которой занимается 120 детей, финансирует даже женскую взрослую и юношескую команды. С помощью футбола он хочет оградить детей от улицы и криминала:

Свою миссию Ротарь объяснял так: «Я мог стать настоящим футболистом и попасть в команду мастеров, но сделал другой выбор. Если бы не улица, точно не пошёл по тому жизненному пути, который у меня получился.

Задача нашего клуба - заинтересовать детей футболом и уберечь от улицы. Хочу, чтобы молодые пацаны не повторяли мои ошибки, занимались спортом и ни в коем случае не ударялись в криминал».

В свой клуб вор в законе пытался подписать самых талантливых молодых игроков и не жалел на это денег:

«Мне тогда было 17 лет, когда технический директор клуба позвонил с предложением перейти к ним, - рассказывает полузащитник Виктор Комлёнок. - Я уже знал, кто такой Зелёный и что за команда «Конструкторул». Обещал подумать. Думал два дня. Прикинул так: я же в футбол буду играть, а не участвовать в каких-то разборках. К тому же в «Зимбру-2» я получал на тот момент 35 долларов, а в «Конструкторе» мне обещали 220 долларов - баснословные на то время деньги. И я дал согласие».

«В израильском аэропорту нас снимали телекомпании, а мы уже были вымученные от нервотрёпки, жары и голода»

Собрав хороший состав, «Конструктор» рванул со старта. В первый год своего существования команда стала лучшей в третьей лиге, на следующий сезон выиграла соревнования рангом выше, а на третий - добилась невероятного успеха: в год дебюта в высшей лиге стала бронзовым призёром, выиграла Кубок Молдовы (победа в финале над тираспольским «Тилигулом» - 2:1) и получила место в Кубке обладателей кубков.

Александр Скрупский, вспоминая тот дебют клуба в еврокубках, выдаёт длинную и удивительную историю о поездке в Израиль:

«В первом раунде Кубка Кубков нам попался «Хапоэль» из Ришон-ле-Циона. В Кишинёве мы выиграли - 1:0. Полетели на выезд в Израиль в зелёных пиджаках, на кармане логотип клуба. Правда, в них было очень жарко - погода +40˚ в тени. Валерий Григорьевич по состоянию здоровья с нами не полетел. В Израиле на границе вдруг местные пограничники не пускают в страну нашего вратаря Сережу Динова: якобы документы не в порядке.

Все в шоке, особенно он сам. А израильские власти ничего не объясняют. Израиль уже долгое время находится на военном положении, и, даже если у тебя, казалось бы, с въездными документами всё в порядке, не факт, что тебя пустят на территорию государства. Мы срочно связываемся с УЕФА, но те нам объясняют, что не вправе вмешиваться в законодательство какой-либо страны. Григорьевич уже зол. Мы же, находясь в нейтральной зоне, объявили, что никуда отсюда не уйдём, пока не пустят в страну Динова. Израильские «погранцы» сначала вежливо просили нас покинуть помещение, потом более жёстко, а потом просто махнули на нас рукой. В итоге мы прилетели в районе 11-ти утра, а покинули «нейтралку» где-то в районе 6-7 вечера.

Нас уже снимали телекомпании, примчавшиеся посмотреть на это зрелище. Мы же все уже были просто вымученные от нервотрёпки, жары и голода. Галстуки висели чуть ли не на спинах. Серёгу мы, понятное дело, не отстояли. Запланированная вечерняя тренировка, конечно, была сорвана, а все мысли у нас были лишь о душе, глотке воды и какой-либо еде.

И это всё накануне матча.

Мы с ребятами поговорили и решили: «Пацаны, завтра будем биться за команду и за Серёгу». В основной состав на игру я не попадаю, так как только-только прилетел из молодёжной сборной. Уже по ходу встречи вышел на замену. Мы ведём сначала -  1:0. Потом проигрываем - 1:3. Результат нас, разумеется, не устраивает. И тут, под самый занавес матча, на мне делают штрафной - и Гена Скидан забивает гол.

Что началось на поле, словами не передать! Мы повалились друг на друга, потом в раздевалке торжества продолжились. А как радовался Григорьевич, находившейся в Кишиневе, но на телефонной связи, это вообще описать невозможно».

В следующем круге «Конструкторул» вылетел от «Галатасарая», зато привёз домой известный клуб и заодно сам посмотрел, как атмосферно болеют в одном из самых шумных клубов Европы.

                                                                     (Окончание следует)

Сайт Bombardir.ru

Источник – MOLDOVA.sports.md


ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

КОММЕНТАРИИ

-1 1 Виктор Коломеец 1 мая 2018 | 16:56 В 19 лет мне предложили или Зимбру или Конструкторул....самая большая ошибка то что я... выбрал Конструкторул...
+1 16 Михаил 27 апреля 2018 | 18:57 Ничего не осталось от "зеленого" ! Все проели и пропили.Почти все его родные на "дойне",знакомые- кто сбежал из страны,кто получил сроки по 20 лет.Мало кто сегодня его уже и вспомнит.Тем более футболисты.Как человек он был справедливый но жесткий и порой даже жестокий.Думаю что если был бы жив сегодня то команда до сих пор бы играла.
0 3 Саныч 27 апреля 2018 | 15:19 Да,были времена ! Сейчас и деда нет и дочки нет,скоро и жена от нищеты уйдет в мир иной.Легкие деньги-как приходят так и уходят.Остается только память о тех временах.

Cамые обсуждаемые

Самые популярные

  • за год
  • за 6 месяцев
Loading...
Наверх ↑