Иван Тестимицану: «Я участвовал в договорных матчах!»



016 декабря 2009

После завершения карьеры один из лучших защитников в истории молдавского футбола дал эксклюзивное интервью «Комсомолке».

«Играл в финале Лиги чемпионов»

- Я в большом футболе чуть меньше двадцати лет, - мы сидим в раздевалке ФК «Боюканы». Здесь Иван Тестимицану, поигравший в Корее, Англии, России, Азербайджане, ну и, естественно, в Молдове, занимается на курсах, дабы получить тренерскую лицензию В. - Любовь к футболу отец привил. Тестимицану Мирча Иванович, которого, увы, уже нет с нами. Мама была противником всего этого. Первые четыре года учился в молдавском классе, а затем перешел в спорткласс, а там язык обучения русский. А мы в семье на молдавском языке разговаривали. Из 42 человек - только пять заиграли профессионально. Мама только противилась: «Зачем тебе этот футбол, травмы?» Но папа настоял и пошло-поехало. Первый раз попал на Республиканском стадион в детстве вместе с папой. Когда «Нистру» гол забил, все двадцать тысяч зрителей стали кричать, но я сначала испугался. Потом папа мне все объяснил. Но это ощущение гола, когда все двадцать тысяч человек в одном порыве встают, ликуют - мурашки по коже бегают. Мне это очень понравилось, позже я понял, что и мне могут так аплодировать, когда гол забиваешь. Поэтому я стремился к этому.

-  Тебе ведь еще в чемпионате СССР поиграть удалось...

-  Всего один матч. В «Нистру» тренерами были Павел Чебану и Александр Мацюра. В 1991-м это было. Чебану взял меня на выездную игру Кубка СССР с могилевским «Днепром». Это была моя первая игра, которую я до конца жизни не забуду. За 15 минут до конца Павел Георгиевич подзывает меня. Вижу, что он намерен поставить меня в игру, мы 0:1 проигрывали. Когда увидел, что он меня зовет, ощущение было такое, будто ноги отнялись. Дыхание сперло, сердце билось, как будто выскочит сейчас из груди. Это важно для футболиста, как ты сыграешь первую игру, так и пойдет карьера. Павел Георгиевич сказал: «Сынок, выйди и покажи свою игру». После этих слов я успокоился. Тренер показал, что доверяет мне, я успокоился, нормально сыграл. В конце игры мог даже забить, но моментом не воспользовался. Павел Георгиевич после игры сказал: «Представляешь, одним ударом ты мог стать героем матча». Потом я несколько раз был на замене, но в чемпионате Союза больше не сыграл.

А потом Союз развалился, я играл за «Зимбру» в первенстве Молдовы. Играл постоянно, и мы добивались чего-то. Футболисты были талантливы, в команде - сплав опыта и молодости. Самые сильные впечатления от еврокубков и кубка Содружества остались. В первый же год в Москве мы попали в группу с московским «Спартаком» и тбилисским «Динамо». Такие ощущения, когда ты играешь рядом с Карпиным, Пятницким, Ледяховым, плюс когда еще и забиваешь им, это никогда не забывается.

А еврокубки - это другой мир. Приезжаешь в другие страны, где все давно налажено, все красиво, начинаешь понимать, что тебе нужно к этому стремиться. Показать свой уровень, чтобы уехать куда-то, потому что на тот момент у нас все разваливалось. Такие мысли начинают появляться после того, как ты начинаешь что - то видеть.

У меня предложения начали появляться в 1995-м, когда в одном сезоне я, играя в защите, забил в чемпионате 11 голов, и в еврокубках РАФу забил, и «Спарте» на выезде два мяча отгрузил. Появились интересные предложения от «Стяуа», «Галатасарая», той же «Спарты».

Через год едва не оказался в шотландском «Хиберниансе», но уехал в «Бристоль Сити», клуб второго английского дивизиона. Мы играли на выезде против Северной Ирландии, я забил второй гол и после матча сразу поехал в Англию. Это был 1998 год.

Клуб снимал жилье, машину дал. Поразило то, что за границей мне пришлось просто играть в футбол и ни думать о постороннем, не заниматься мелочами. Тебе создают такие условия, что ты думаешь только о футболе и больше не о чем. Полные стадионы - это дополнительная мотивация для футболиста. Фанаты - отдельная история. В Англии, помимо больших супермаркетов, существуют и маленькие магазинчики у дома, там (в основном) продают люди то, что выращивают, и хозяева этих магазинов были фанатами моего клуба, так при покупке они всегда что-то докладывали, не принимая взамен денег. А через какое-то время мы сдружились, встречались на стадионе.

- А потом ты оказался в Корее...

- Да. Я получил тяжелую травму и около восьми месяцев вообще не играл. Восстановился, но тренер поменялся, и я решил поменять обстановку. Перед ЧМ-2002 в Японии и Корее корейские скауты привлекали в чемпионат звезд, чтобы поднять популярность футбола на родине. Мне клуб «Ильва Сонгнам» предложил подписать контракт. Это клуб с традициями в Азии, который долго не был чемпионом. Нам удалось в 2001 году выиграть первенство. Подход к футболу, организация намного лучше, чем даже в Англии. В нашей команде россиянин Денис Лактионов играл, бразильцы, немцы, югославы. Два года отыграл в Корее. Потом в «Шериф» вернулся, но спустя полтора года опять пригласили в Корею, видно, запомнился я им. Я еще один год там отыграл. Сыграл в финале азиатской Лиги чемпионов.

«В «Зимбру» играл бесплатно»

- А почему в «Шериф», а не в «Зимбру», в свой родной клуб?

- Я пытался перейти в «Зимбру», но клуб не рассматривал меня как своего потенциального игрока. В «Зимбру» что-то такое произошло, что они не воспринимали своих бывших игроков, зато другие клубы пользовались этим. Пришлось перейти в «Шериф».

- А нынешнее возвращение в «Зимбру»...

- Руководители клуба хотели вернуть болельщиков на стадион и сквозь призму этого рассматривали и мою кандидатуру в том числе. Связались со мной через папу, который работал в клубе, я пришел, поговорил, но они толком не могли объяснить, чего хотят. Никакой конкретики. Целый месяц так продолжалось. Я уже отбросил другие варианты, обрадовался, что вернусь в родную команду, а мне объяснили: «Финансовое положение клуба не позволяет предложить нормальную зарплату». Я ответил: «Финансовый вопрос я вообще не рассматриваю. Мне нужно вернуться и нормально закончить карьеру». Я хотел поднять уровень клуба, показать молодежи, чего можно достичь в футболе, привлечь, может быть, зрителей на трибуны, спокойно закончить карьеру здесь и, может быть, остаться, как принято в нормальных клубах, в системе клуба.

Папа очень хотел, чтобы я закончил именно в «Зимбру», клубе, где я начинал играть в футбол. Он не застал этого, но контракт я успел подписать, пока он был жив. Большей частью, именно из-за папы я вернулся в «Зимбру». Это было больше его желание, нежели руководства клуба. А почему закончил именно после матча с «Шерифом», просто год заканчивается, часть чемпионата пройдена и если бы клуб ставил большие цели и конкретные задачи, другое дело. Но сейчас никаких целей не ставится. Задача - побыстрее продать футболистов, там сегодня только бизнес. У них нет задачи выиграть что-либо. Почему так происходит? Наверное, потому что люди, стоящие у руля клуба, люди - не футбольные, они не понимают, как строить клуб. Команда при нынешнем управлении может просто исчезнуть. Это обычно происходит, когда нет интереса руководства к тому, чтобы футболисты нормально зарабатывали и ставили перед собой цели и задачи. «Зимбру» может даже вылететь из высшей лиги. Тогда будет ставиться вопрос: кому нужна команда? А никому она, оказывается, и не нужна.

Я учусь на тренерских курсах, получу лицензию «В». Естественно, есть желание вернуться в клуб в том или ином качестве. Но, если не будет предложения, не будет нормальной зарплаты, что немаловажно, у меня же дети, семья, не будет конкретной поставленной задачи, зачем тогда возвращаться? Я хочу совершенствоваться, хочу чего-то добиваться. В любом случае я останусь в футболе. Получится ли у меня стать тренером, время покажет.

Я написал в «Зимбру» заявление об уходе. За 4 месяца, пока я играл в команде, руководство «Зимбру» мне не заплатило ни копейки. Я за зарплатой не приходил, чтобы потом мне не могли предъявить никаких претензий. Я играл абсолютно бесплатно. Даже медосмотр проходил за свои деньги, тренировочную форму покупал на свои. Потом спустя некоторое время мне дали форму. Формально зарплата была, я расписывался за нее - 1200 леев официально. Мало? Некоторые игроки и по 800 получали. Деньги в клубе оставались. Мне дали понять, что если потребую денег, со мной расстанутся.

- Давай, о более приятном. А как возник вариант с «Сибирью», играющей в первой лиге России?

- Анатолий Давыдов, тогдашний тренер «Сибири, строил команду. Агенты «Совинтерспорта» предложили поехать в Россию. Клещенко месяцем ранее туда пришел. Вдвоем легче было. Самое лучшее впечатление осталось. Давыдов очень много дал мне. Когда мы прощались, он даже прослезился. Где я ни играл, но самой большой любовью болельщиков пользовался в «Сибири». Такое впечатление, что они приходили на стадион только ради моей игры. Не знаю, чем я так им понравился. Баннеры с моим именем выставляли на трибунах, с моим номером «44». Помню, я в «Терек» уже перешел, играли мы в Новосибирске. Мне люди говорили, что обычно на матчи «Сибири» в этом сезоне тысяч по пять приходило, а на игру с «Тереком» все десять пришли, потому что бывший футболист «Сибири» приехал. Мне очень приятно было. Очень теплый прием был, фаны кричали: «Ваня, возвращайся!»

- В каком чемпионате ты себя наиболее комфортно чувствовал?

- Когда играешь в команде и чувствуешь свою нужность, везде комфортно себя чувствуешь. Мне всегда импонировал комбинационный футбол. Силовой мне не нравится. В английском футболе, особенно в первой лиге, очень много верховой борьбы, а я головой вообще не люблю играть. Мне нравится мяч вниз опустить, комбинационный футбол и побольше ударов по воротам. А «бей-беги», особенно это практиковалось в первой лиге, это не по мне. Я всегда попадал под разные стили, это предопределило мой универсализм. Везде, где был, везде играл, был востребован. Не было такого, чтобы сидел на скамейке.

- А в договорных матчах участвовать приходилось?

- У меня такое ощущение, что да, приходилось. Возможно, это было больше в России. Не буду лукавить, мне кажется, что договорняки есть там. Когда команде ничего не надо на финише, а сопернику очки нужны, стороны договариваются. Доказать это тяжело. Тебя, как футболиста, ставят перед фактом, ты видишь, что один-двое-трое не играют. Как ты угадаешь, он специально дурочку валяет или нет? А ко мне никогда с соответствующими предложениями не обращались, потому что я никогда не давал повода для этого. Со всей ответственностью заявляю: «Я лично никогда не сдавал матчи». И никогда не оказывался в таком положении, когда на тебя все пальцем показывают.

«Нашей сборной мешает страх»

- Почему сборной Молдовы никак не удается выстрелить, заставить говорить о себе?

- Менталитет футболистов нашей сборной, я и про себя говорю, был такой: мы всегда выходили играть вторым номером, всегда были обороняющейся командой. Меня это просто убивало. А я хоть и в защите играл, но должен был пойти вперед, помочь нападению, подать мяч в штрафную, может быть, забить. Мне никогда не нравился этот психологический настрой, что мы слабее соперника. Мы тогда почти всегда думали, что мы слабее, а это уже 50% проигрыша. Выходили против сборных Германии, Англии, Италии и проигрывали еще до начала матчей. Была боязнь. А меня так воспитали: если боишься, то спрячься, чтобы тебя не видели. Страх - это самый большой порок человека. У футболист страха быть не должно. Надо подавлять его, если хочешь чего-то добиться.

А вот нынешняя сборная очень сильно прибавила. Но есть субъективные причины, которые мешают играть. Мелочи, которые оказываются совсем не мелочами, они мешают нашей сборной. А надо, чтобы мешал только соперник.

- Хотел спросить насчет твоей знаменитой...

- Шевелюры? Весь мой род начинает лысеть к 25 годам. И у меня макушка лысеть начала. В Алуште с другом пошел постричься. Он увидел меня после парикмахерской и сказал: «Вано, тебе так даже лучше, чем с волосами!» Мне так многие говорили, и после этого я взял себе стиль бритого футболиста. Прическа, конечно, украшает футболиста, особенно, девушкам нравится.

- Кстати, а как ты с женой познакомился?

- Это случилось еще в 95-м. В баре в центре города познакомились. Зашли пиво попить с приятелем. Там самое лучшее пиво в городе было. Зимой с другом заскочили согреться. Сидели три красивые девушки, среди них и Татьяна. А у меня отпуск был. Я сказал ей, что я строитель, она поверила. Потом пришлось признаться. А через полгода мы поженились. До этого на футбол вообще не ходила, потом не пропускала ни одного матча. Она хоть и женщина, но в футболе разбирается сейчас лучше, чем некоторые наши тренеры.

У нас две дочери. Еве-Марии будет три годика, старшей Анне - 13 лет, большим теннисом занимается. Не хочу, чтобы она становилась профессиональной спортсменкой. Я знаю, что это такое. Но если ей нравится, я противиться не буду. А Татьяна изготавливает букеты из фруктов для различных торжеств. Это редкость. Такой можно и съесть, а не выбрасывать.

- О чем мечтает Ион Тестимицану?

- Мечта футболиста осуществилась. Этот этап прошел. Впоследствии я хотел бы стать большим великим тренером, для того, чтобы довести какую-либо команду до самых высоких вершин, закрепиться там. Чемпионат мира, первенство Европы, Лига чемпионов... Постепенно прогрессировать до самого верха. Чтобы в один момент, когда все выиграешь, понял, что достиг предела и больше расти некуда. Хочу дойти до такого предела и остановиться. Сам уйду, так же, как и закончил карьеру футболиста. А как человек, хочу, чтобы страна, в которой живу, мной бы гордилась, не важно кто я и кем буду. Хочу, чтобы мой народ мной гордился. Хочу, чтобы люди вокруг меня радовались, и чтобы я их радовал. Тогда не зря проживу жизнь. Тогда можно будет уходить в мир иной с радостной улыбкой на лице.

СПРАВКА «КП»

Иван Тестимицану. Защитник. Родился в 1974 году. С 1992 по 1998 годы Тестимицану сыграл в чемпионате Молдовы за "Зимбру" 189 матчей, забил 32 мяча, шесть раз становился чемпионом страны в составе кишиневцев, еще дважды - играя за "Шериф". Дважды - в 1995 и 1997 гг. - был назван лучшим футболистом Молдовы. За свою футбольную карьеру Иван Тестимицану также играл за английский "Бристоль Сити", корейский "Ильва Сонгнам", в составе которого стал чемпионом Кореи и играл в финале Азиатской Лиги чемпионов, тираспольский "Шериф", российские "Сибирь" и "Терек", азербайджанский "Интер". В сборной Молдовы Тестимицану провел 56 игр и забил пять голов.

Источник – kp.md


ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

КОММЕНТАРИИ



sports.md

Cамые обсуждаемые

Самые популярные

  • за год
  • за 6 месяцев
Loading...
Наверх ↑