Мирон Гойхман: «Никогда не становитесь заранее на сторону «красных» или «белых»



Немецкий спортивный журналист Мирон Гойхман родом из столицы Молдовы. Выпускник Кишиневского государственного университета о своем возрасте отзывается со скромностью: «Родился в середине прошлого века». Значит, есть о чем вспомнить, и что рассказать более молодым коллегам.

- Как приобщился к спортивной журналистике?

- Я с детства интересовался спортом. Потом стал помогать в подготовке футбольных справочников, программ. С этого, наверное, все и пошло, сначала как хобби.

- Какое из твоих интервью либо репортажей самое памятное?

- Что-то одно выделить трудно. Наверное, интервью с Жаирзиньо. С его именем связаны для меня первые впечатления о футболе, чемпионат мира-1970 , который я смотрел по ТВ, и где он блистал. Помните у Высоцкого строчки про него " Ест Пеле крем-брюле вместе с Жаирзиньо".

Во время чемпионата мира 2006-го года в Германии я случайно встретил в поезде делегацию бывших чемпионов мира из Бразилии, и среди них был кумир моего детства.

- В Молдове даже спортивных журналистов принято делить на "белых" и "красных". Либо ты за нас, либо - против нас.

Были ли у тебя в профессиональной деятельности случаи, когда ты вступал в конфликт из-за своей принципиальности и правдивости информации, которая кому-то мешала?

- Бывало, конечно, что подготовленные мной материалы не печатались по разным причинам. Кстати, так случилось с, наверное, самым первым моим серьезным материалом.

Он был написан для спортивного приложения к газете "Молодежь Молдавии".

Тогда мы были единственной республикой в СССР, где не издавалась своя спортивная газета, и это приложение стало первой попыткой. Мне предложили писать о международном футболе, но мы не учли, что по тем временам все, что касалось международной жизни, проходило цензуру, причем не в Кишиневе, а в Москве, а при тогдашних средствах связи на такое согласование уходили недели.

В общем, мои первые материалы в печать так и не пошли, а от идеи освещать в этом приложении международный футбол пришлось отказаться.

- Должны ли для журналиста существовать какие-то ограничения, хотя бы в виде самоцензуры, или это устаревшее понятие, и людям нашей профессии все дозволено?

- Ограничения, конечно, должны быть.

Я хочу вернуться к вопросу о  «красных» и «белых» и вспомнить знаковую историю из своей журналистской молодости. Как-то я готовил материал про несостоявшийся переход одного молдавского футболиста в зарубежный клуб. Многим,  и мне в том числе, в то время казалось, что такие переходы срываются из-за жадности и непрофессионализма руководителей наших клубов. Тем более, что информация из иностранных СМИ это вроде бы подтверждала.

Неожиданно меня вызвали на разговор в наш клуб. Я думал, что меня будут отговаривать, может даже и угрожать, но мне просто дали изучить папку с документами по тому делу. Изучив их, я понял, что молодой футболист по неопытности "наломал дров", и публикация материалов могла бы привести даже к его дисквалификации.

В общем, тот материал не вышел, а игрок вскоре уехал за границу, и у него была довольно удачная карьера. Для меня же это был урок, что перед публикацией нужно изучить все детали и не становиться заранее на сторону «красных» или «белых».

- Понятно, что в Германии  с ее Бундеслигой словосочетание "Молдавская Национальная Дивизия" не звучит. Но для тебя это - родное, близкое, свое...

Каким видится молдавский футбол со стороны с его скандалами и сокращением по ходу чемпионата количества команд-участниц с одиннадцати до девяти? Как считаешь, почему сошли с арены ФК "Костулень" и "Верис"?

- Я, конечно, слежу за молдавским футболом, тем более, что с развитием Интернета это не так уж и трудно, да и игры наших клубов и сборных в Европе стараюсь посещать.

Что касается снятия клубов, то, на мой взгляд, это следствие ошибочного и преждевременного решения о расширении лиги несколько лет назад. Желание разнообразить географию было понятным, но оно не соответствовало возможностям клубов.

Сейчас есть хороший механизм лицензирования клубов, но у нас он, видимо, не используется в полной мере, на какие-то проблемы клубов закрывают глаза ради того, чтобы в лиге играло больше команд. Мы уже проходили это, когда допускали в Национальную Дивизию клубы без лицензий, и они со временем исчезали.

Теперь то же самое происходит с теми, кто получал лицензии, не совсем их заслуживая.

В Германии клубы также часто приходят к банкротству, но, по крайней мере, доигрывают сезон, а потом вступают в силу специальные механизмы их защиты. Иногда с их помощью удается избежать исчезновения клубов.

- Ты, наверное, уже отвык от таких вещей, как пренебрежение созданием элементарных условий для журналистов. Не предоставление стартового протокола из-за отсутствия множительной техники - это не про вас.

Как в германской Бундеслиге организован труд журналистов? Уважают ли клубы «пишущую братию», и в чем это сказывается?

- Бундеслига - это отлаженный годами механизм, и прессе тут создаются все условия, но при этом и к журналистам предъявляются определенные требования. Например, я уже много лет работаю на домашних играх мюнхенской «Баварии», но перед каждой игрой мне нужно послать в клуб специальный запрос, подтвердить, что я буду именно работать.

Случайных лиц, обычных болельщиков или гостей в ложе прессы нет.

- Недавняя смена главного тренера национальной сборной Молдовы пошла команде на пользу? Как считаешь, почему мы играем на выезде с Россией вничью, а затем уступаем дома карликам вроде Лихтенштейна?

- Куртеян был отличным игроком, наверное, лучшим у нас за годы независимости. Очень бы хотелось, чтобы он стал лучшим и как тренер.

Пойдет ли его назначение на пользу, покажет время. Я считаю, что оценивать работу тренера сборной нужно по итогам цикла, а не по одной-двум играм.

Что касается "карликов", то я часто бываю в том же Лихтенштейне, и вижу, как футбол там прогрессирует. Проигрывать им, конечно, обидно, но будет гораздо обиднее, если из таких поражений не сделать правильных выводов.

- На финалах скольких чемпионатов мира и Европы по футболу ты работал?

- На всех чемпионатах мира и Европы, начиная с 2000-го года. Работаю также на многих других крупных международных соревнованиям по другим видам спорта.

- Знаю, что для поездок на крупные футбольные турниры тебе приходится выкладывать деньги из семейного бюджета, и по части расходов в путешествиях ты ограничен, и все же, довелось ли на мировых просторах попробовать какое-то необычное блюдо, которое запомнилось на всю жизнь? Что это было, как называлось и в какой стране?

- Запомнилась корейская пища во время чемпионата мира-2002. Там много необычного для нас. Кстати, то, что у нас называют почему-то корейской морковкой , там не едят. Как не едят и собак, только в качестве деликатеса в очень небольшом количестве ресторанов. Но пища очень необычная, много непривычных для нас морских растений. Поначалу трудно было привыкнуть.

- Кому в молдавском спорте хотел бы передать персональные приветы и добрые поздравления в связи с Новым годом?

- Персональные приветы я передам персонально, со многими часто общаюсь, а по возможности и встречаюсь. А всем, кто связан с молдавским спортом, хотелось бы пожелать успехов и исполнения всех желаний в 2015-м году!

Источник – MOLDOVA.sports.md


ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

КОММЕНТАРИИ

Cамые обсуждаемые

Самые популярные

  • за год
  • за 6 месяцев
Loading...
Наверх ↑