Адлан Шишханов: Все, что вы хотели знать о нем, но стеснялись спросить



Если вы хотите получить очередную порцию перлов и замысловатых выражений, которые, впрочем, тут же имеют свойство превращаться в крылатые фразы, то вам, конечно, сюда.

Человек, который стреляет редко, но, чаще всего метко, согласился на большущее и откровенное интервью официальному сайту «Дачии». Общение, которое, пожалуй, впервые с момента его работы в Молдове, не ограничилось исключительно нудной темой молдавского футбола

Главный болельщик «Дачии» Адлан Шишханов рассказал о том, почему Чебану лучше, чем Тестемицану, чего же вдруг Мамаху можно, а другим нельзя, о предателях «Дачии», которые ни за что не могут вернуться в команду, а также, внимание, о семье и политике. Почему он не называет свою супругу по имени, и как «по-братски» объяснить тот факт, что Россия может списать 33 миллиарда долга Кубе, но при этом не может «простить» 3 миллиарда Украине?

Интервью состоялось в Турции, когда еще «волки» проводили там сборы. В тот период тренером «Дачии» являлся Олег Кубарев, поэтому сейчас особенно любопытно узнать, что говорил тогда Шишханов...уже об экс-наставнике «желтых волков».

Итак, интервью, которое автор планировал записать в течение всего нескольких минут, поместилось в 22 листа формата А4 и заняло более часа общения. Если вы готовы следующие 25 минут своей жизни провести за чтением увлекательного, то вам, вероятно, сюда.

 width=

...ПОТОМ МОИ ДЕЙСТВИЯ НЕ ВПИСАЛИСЬ В ЛОГИКУ РАЗВИТИЯ МОЛДАВСКОГО ФУТБОЛА, И Я СТАЛ ПЕРСОНОЙ НОН-ГРАТА

- Вы по-прежнему главный болельщик «Дачии»?

- Это единственное право, которому не подвластны никакие законы, право, которое я за собой оставляю. В каком юридическом свете это будет представлено, кем бы я ни был, я по-прежнему буду считать себя болельщиком.

- Скажите, в чём кайф быть главным болельщиком «Дачии»?

- Я болею за любимую команду - это, во-первых. Во вторых, от моего мнения не страдают ни футбол, ни футболисты. В третьих, манера выражения абсолютно свободна, потому что болельщик может говорить, всё как считает, не думая, что надо подписываться под этими словами, ему разрешается и дубинкой по башке ударить.

- Мне не ясно одно, почему именно ГЛАВНЫЙ?

- Это определённый груз ответственности, быть главным болельщиком. Я могу прийти на помощь советом, деньгами, временем. Главный болельщик не пропускает ни одного матча.

- Значит, сейчас вы поддерживаете «Дачию» во всех смыслах, в том числе и финансово?

- Да, совершенно верно, я один из тех людей, которые поддерживают «Дачию». В финансовом плане, может, даже больше, чем все остальные, но я знаю и других людей, которые тоже поддерживают клуб.

- Мне чрезвычайно интересно...

- Это люди, которые любят этот клуб, - это мои друзья.

- В том числе и Габи Стати?

- В том числе и он.

- А еще кто, можно конкретнее?

- Не думаю, что с моей стороны было бы правильно раскрывать их личности. Хотели бы, они сделали бы это сами. Это люди, которые заметили моё отношение к этому клубу.

Это не просто миротворцы, они, таким образом, проявляют свою позицию. Многие не помогают деньгами, а в других областях, направляя доход в данный клуб.

- Что случится с «Дачией», если ГЛАВНЫЙ болельщик забудет о команде или, не дай Бог, в один день с ним что-то случится? Клуб пропадёт?

- Я не могу так сказать. Дело в том, что в 2007-2008 годах, когда я пришёл, команда не имела ровным счётом ничего, кроме состава, выступлений в Кубке Интертото и один раз - в Лиге Европы.

Последняя игра была с «Гамбургом». За эти недолгие семь лет изменилась детская школа, клуб окреп, был приобретен  автобус. Первое, что я сделал, купил новый автобус.

Я считаю, что это минус, если с главным болельщиком «Дачии» что-то произойдёт.

- Скажите нам откровенно, команда пропадёт?

- Если я так скажу, получится, что мне надо сказать спасибо за то, что «Дачия» существует. Я не хочу так возвышаться.

- Я нахожусь в замешательстве: то вы приходили, то вы уходили, то вдруг стали ГЛАВНЫМ болельщиком. Зачем?

- Приходя, я не рассматривал вариант, что могу уйти. В тот период у меня завязались знакомства, некоторых людей я считал друзьями, потом мои действия не вписались в логику развития молдавского футбола, и я стал персоной нон-грата в Молдове.

- Кто, ваши же друзья?

- Я всего лишь так думал, что многие из них являлись мне друзьями. Первые два года я был романтиком. Мне казалось, что мне не повезло, потому что я был вторым, тут не дотянул, там не дотянул.

Психовал на главного тренера, не понимал, что некоторые команды начинают с графой в очках - 27, а я начинаю с нуля. Затем мой романтизм потихоньку начал исчезать. Настоящие друзья превратились во врагов.

- Назовите три фамилии экс-друзей.

-...(задумался)

- Вы ведь смелый человек.

- Я последний год стараюсь не называть этих фамилий.

- Все-же, кто вас особенно разочаровал?

- Федерация Футбола Молдова, три фамилии: FMF.

- Павел Чебану, это как бы отдельная фигура в этом списке, я правильно понимаю? Кто еще?

- Начнём с того, что Федерация Футбола Молдовы - это не тот орган, который имеет право на оппозицию внутри стен. По моему абсолютному убеждению, там голосовали и голосуют единогласно. Против и воздержавшихся там не было.

- Я немного не понимаю, о чем вы хотите сказать, но рискну «разрулить» ситуацию. Против и воздержавшийся - вы это об исполкоме FMF?

- В том числе и об исполкоме. Здесь какие основные моменты? А) Судейский корпус; Б) Другие решения.

- Что у вас там были друзья, в том числе и в судейском корпусе?

- Я не говорил, что в судейском корпусе у меня были друзья. Могу вас заверить, что все эти годы фамилии арбитров, которые обслуживали матчи «Дачии», я узнавал исключительно посредством сайта FMF, и если это кому-то интересно, я один из немногих, или можно сказать единственный, который действительно борется за чемпионство, и единственный из тех, кто узнает фамилии из сообщений сайта.

Нет такого клуба, который хотя бы один раз не узнавал фамилию судьи в исполкоме и не получал её. «Дачия» ни разу так не поступала.

- Я могу вам поверить, но могу и не поверить.

- Это ваше право, я говорю вам правду.

 width=

ЛИЧНО В РУКИ ОДНОМУ ФУТБОЛИСТУ МЫ ДАЛИ 100 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ПОДЬЕМНЫХ

- Как вы считаете, что в «Дачии» идёт не так?

- Если её перенести сейчас в Париж, то у неё всё было бы хорошо. Проблема «Дачии» соответствует проблемам всего молдавского футбола.

- На сборе «Дачия» не забила ни одного гола (интервью было взято после первых трех матчей «Дачии» на турецком сборе - примечание редактора).

- Меня, как и любого болельщика это расстраивает, когда команда проигрывает. Не секрет, что в "Дачии" - новый главный тренер, который пришёл 19-го января, месяц назад.

За этот период он должен был проделать огромную работу. Я готов все поражения оставить в Турции, а все победы увезти с собой в Кишинёв.

Если сегодняшние поражения станут фундаментов будущих побед, то дай Бог всем здоровья. Я желаю максимально быстро разобраться в недочётах, и всё будет нормально.

- Комментируя эти поражения, к какой версии склоняетесь больше всего?

- Моя версия - новый человек ещё не успел почувствовать силу этой команды. Нам предстоят три матча со сложными соперниками. Надеюсь, мы поменяем вектор игры в сторону атаки.

Он увидит новую команду, думаю, мы выиграем. До сегодняшнего дня мы играли не совсем в свой футбол. (Действительно, следующие два матча против БАТЭ и «Локомотива» команда выиграла - примечание редактора).

- Что из сказанного вами когда-то в интервью, сейчас вспоминаете с улыбкой?

- Что я дам 50 тысяч тому, кто выявит факт подкупа арбитров в матчах с участием ФК «Дачия».

- Так никто и не объявился?

- Никто.

- В январе 2012-го года, будучи президентом «Зимбру», вы говорили что рекламодатели и продажа билетов, являются единственным источником дохода клуба. Мне в это не верится.

- В «Зимбру»? У «Зимбру» больших доходов и нет - это правда. На фоне английской лиги, которая получает 5,1 миллиарда фунтов, или той же самой румынской лиге, где чемпион получает около 6 миллионов евро, у нас все гораздо скромнее. 

У «Зимбру» тоже есть свои спонсоры. Например, сейчас мы находимся в Турции. Вы знаете, что в чемпионате Турции клуб имеет право на 6 спонсоров, и эти спонсоры совершенно не платят налоги.

- Вы утверждали, что продажа билетов может составить 5-7 процентов дохода. Об этом вы говорили в интервью 2012-го года. И тогда, и сейчас это вызывает у меня ироничную улыбку.

- На первый матч, в котором я участвовал в качестве президента «зубров», пришло порядка 5-6 тысяч человек. Если бы «Зимбру» сейчас вернулся к своим чемпионским амбициям, не на словах, а на деле, и смог бы год, два, три лидировать, то, вполне возможно, доход этого клуба вырос бы.

- Давайте сейчас приоткроем завесу тайны, и вы мне скажете о самой большой сумме, которую вы отдали игроку «Зимбру» за все время вашей поддержки?

- Я не отвечу на этот вопрос, он не совсем этичный. Не думаю, что потерял эти деньги.

- Из футболистов «Дачии», кто был приобретен за большие деньги?

- За одного футболиста «Дачия» заплатила больше 250 тысяч евро. Фамилию не назову.

- А подъёмных?

- Лично в руки футболисту мы платили 100 тысяч долларов.

- В каком году? Речь идёт о легионере?

- Есть люди, которые подписывают контракт, и готовы получать зарплату в течение 3 лет. Футболисты обычно рассчитывают на трамплин. Если игрок задерживается в клубе, то те деньги, которые он получал раньше, ему не достаточны.

Если мне предлагают заплатить сегодня за футболиста 50 тысяч, и он будет получать три тысячи ежемесячно, если мне это выгодно, я его беру.

 width=

- Кого вам предложили в последний раз?

- Это атакующий полузащитник Мани.

- Он окажется в «Дачии»?

- Он оформляет визу.

- Вы подпишете с ним контракт?

- Думаю, что да.

 width=

БЕЖАН НА ПОЗИЦИИ ПРАВОГО АТАКУЮЩЕГО НА ДВЕ ГОЛОВЫ ВЫШЕ ДЕДОВА

- Вы в «Дачии» 8 лет. Что вас не переставало удивлять на протяжении всего этого времени?

- Все мои удивления закончились 3-4 года назад.

- Мамах присоединился к команде на сборе позже остальных. Я вас спрошу, как было принято в детстве: почему ему можно, а другим нельзя?

- Он очень дисциплинированный футболист, и его отсутствие никак не связано с нарушением дисциплины. Когда команда переживала тяжёлые времена, он не пропустил ни одного матча.

Я ему дал слово, что, если он до конца доиграет сезон, то затем сможет покинуть клуб, и, несмотря на контракт, получит все документы. Плюс, он отказался от большой суммы денег, которая причиталась ему по контракту.

- Так от какой суммы он отказался?

- Сумма с пятью нулями.

- У меня плохо с арифметикой. 100 тысяч долларов?

- В этих пределах.

- Помню, в 2011-м вы восхваляли Добровольского, и в интервью для "Aquarelle" заявили, что он находка «даков». Затем он ушёл. Теперь, спустя время, можно ли сказать, что уход Добровольского был главной потерей клуба?

- На тот момент клуб был финансово неустойчив, по этой причине многие покинули команду, в том числе и Добровольский. Он понимал, что «Дачия» из этой ситуации  может и не выйти.

- Он побоялся?

- У него были личные взаимоотношения с футболистами. Главный тренер - подобно рулевому, поэтому на нём был некий груз ответственности. Он свой контракт отработал честно, но, думаю, его что-то испугало.

- С кем из тех, с кем вы работали в «Дачии», вы бы не хотели пересечься никогда?

- На протяжении многих лет этот клуб формировался не только по спортивным критериям, но ещё и по человеческим.

Это люди, которые должны думать одинаково, должны ценить одно и то же.

Денис Калинков, хоть я и не хочу его осуждать - подлец. Это была моя самая большая ошибка. Помимо него - Станковски, с которым «Дачия» и сегодня судится. Я понимаю, что «Дачия» проходила через тяжёлые времена, но перейти в тираспольский клуб - мне было неприятно.

- Но Калинков не перешёл в тираспольский клуб.

- Это я про Моллу.

- А, вот как? Но Молла не единственный.

- Был ещё Дима Попович. Он бы с удовольствием вернулся, но я не буду рассматривать этого человека для команды.

- Огорчены?

- Попович - единственный футболист, которому купили трехкомнатную квартиру до подписания контракта.

-  И что?

- Я считаю, что надо ценить то, что имеешь. Многие футболисты перестают работать над собой, получили ключи от квартиры, и думают, что 2-3 года могут отдыхать, это неправильно.

Дима перестал над собой работать, в итоге контракт расторгнут, часть денег была возвращена, одна квартира продана, но ему её всё-таки купили.

- Кто ещё, как вы выражаетесь, предал?

- Есть такое выражение у владельцев клубов: «Подобные крысы утопят корабль».

- Сейчас есть такие в «Дачии»?

- Я надеюсь, что нет.

 width=

- Почему в «Динамо-Авто» так много футболистов, отданных в аренду «Дачией»?

- Потому, что в «Дачии» слишком много футболистов, а на поле могут выйти только 11. Это позиция всех хороших мировых клубов.

- Но там аж 7 игроков?

- Давайте по фамилиям: есть молодые футболисты, которые вышли из «Дачии-2», и руководство хочет видеть, как эти ребята играют с более опытными соперниками. Есть и возрастные футболисты, как Орбу. Ему не надо сидеть на скамейке, а он сидел, и это нехорошо.

- Кстати, с Орбу не очень хорошо вышло.

- Сегодня, когда «Дачия» перешла на атакующий стиль, его шансы выйти на поле ещё более малы. Я говорю и о Матюгине, о Михалеве, у которых ещё действуют контракты.

Такие футболисты, как Орбу, заслуживают прощального матча. Надеюсь, что «Дачия» подарит такой поединок.

- Он много лет служил «Дачии» верой и правдой, а тут вот такое.

- С Орбу ситуация абсолютно прозаична и понятна. Есть два варианта: либо отдать дань тому, что сделано, либо сидеть в запасных на скамейке. По идее, этот человек должен иметь вес в клубе, он может зайти в раздевалку, подбодрить, но когда ты не играешь, то автоматически право голоса не так уж весомо.

Считаю, что Гена Орбу, в принципе, мог бы спокойно сыграть прощальный матч и красиво получить свои заслуги, уйти или остаться в тренерском штабе, но Орбу захотел играть дальше.

Гена любит футбол, он хочет играть. Отказать ему в этом праве тоже не совсем корректно и не красиво. Выпускать Гену, когда команда борется за чемпионство, когда он, по мнению тренеров, не соответствует - тоже риск.

- Неужели Селио самый сильный футболист, который когда-либо играл в «Дачии»?

- Не согласен.

- Тогда кто?

- Я считаю, что сегодняшний состав - самый сильный.

- Все-таки, имена.

- Посмак и Мамах.

- Вы уже пробовали тренировать «Дачию». Понимаете, о чём идёт речь. На какие еще подвиги тянет? Например, отработать со мной в паре спортивным комментатором на матче? Уверен, что рейтинг трансляции будет высоким, но причина будет отнюдь не во мне.

- Я слушаю трансляции, которые вы ведете. Если вы меня пригласите, я бы попробовал работать с вами на матче сборной Молдовы.

- Обязательно.

- Например, смотрел игру против Казахстана, и с удовольствием прокомментировал бы матч. Могу сказать, что главный тренер Молдовы назначил встречу казахским футболистам в центральном круге, а казахские футболисты туда не пришли, оставив там три опорника.

Абсолютно убежден, что, если бы не замена капитана команды Казахстана, результат был бы плачевным. Я убежден, что пара Гацкан - Кожокарь смотрелась вполне хорошо для опорной зоны, и их там было достаточно.

Такие футболисты, как Оникэ, Раку, Ерхан - не уровень сборной Молдовы.

- Тогда кто «уровень сборной»?

- Бежан однозначно сильнее Дедова, и не потому, что он в «Дачии». Бежан на позиции правого атакующего на две головы выше Дедова. Это сто процентов.

- Сейчас или вообще?

- Сейчас и вообще! Их уровень (видимо, идёт речь о Дедове - примечание редактора) ограничивается играми между собой звезд где-то в Кишиневе, и почему-то считают, что за ними должны бегать из «Реала» и «Барселоны».

- Вы обижены на Дедова, я прав?

- Прав по-своему, но опять таки, я считаю, что «Дачия» очень многое сделала для Дедова.

- Почему вы обижены, потому, что он ушёл в «Шериф»?

- Я человек не скрытный в общении, особенно с теми, с которыми я работаю, и я не скрываю от них проблем, которые, так или иначе, возникают.

Например, когда они видят несправедливость, когда их не вызывают в сборную, я пытаюсь им объяснить, что тренер - это всего лишь пешка. В данном случае - это Карас, который не имел голоса, но я сейчас о другом.

Когда кто-то говорит: «Знаешь, я перехожу на другую работу», это означает, что всё, что ему говорил, и он на это поддакивал, ничего не означает. Дедов, Оникэ - это пустословы.

- Они ведь играли в «Дачии» и вдруг стали плохими?

- Секундочку, они играли в «Дачии» 2-3 года назад, оба были моложе. Во-вторых, Дедов, игравший в «Дачии» при Добровольском, который учил действовать его коллективно, и сегодняшний Дедов - отличаются.

Поражение от Лихтенштейна, это очередная попытка футболистов сборной Молдовы, в том числе и Дедова, индивидуально решить судьбу матча. Другими словами работать на себя.

Интересы сборной ушли на второй план. Все попытки бить с 20-ти, 30-ти, 50-ти метров по воротам - тщетны. Не существует коллективной игры.

В матче с Казахстаном сборная Молдовы «выехала», потому что появились два новых футболиста, чьи права закреплены и, как говорил тренер Красножан, «Молдова отскочила».

 width=

ИГРОКИ ПОТОМ ПОЖАЛЕЛИ, ЧТО ПОПРОСИЛИ НЕ УВОЛЬНЯТЬ ВУКИЧЕВИЧА

- Меня часто спрашивают: у «Дачии» есть вице-президент (Руслан Кмит), но нет президента. Почему?

- Де факто, нет, а вообще есть! 

- Он передо мной?

- Можно я не буду отвечать на этот вопрос, пусть ответит тот, кто официально является вице-президентом.

- Почему вы считаете, что «Дачия» никогда не повторит судьбу «Вериса», «Костулень» или «Рапида»?

- Пока у «Дачии» есть преданные болельщики - не повторит.

- В апреле прошлого года, когда Деян Вукичевич просил отставки, вы не согласились и сказали, что сохраните за ним пост главного тренера. Почему?

- Во-первых, в апреле прошлого года это не он просил отставки, хотя речь шла о том, что он должен уйти из клуба. Команда тогда начала скатываться в яму, и «пролетела» мимо еврокубков.

Это был крах. Показатели прошлого года - самые страшные. Европейский коэффициент - 0,34, который «Дачия» будет «нести» ещё 5 лет. Решение было найдено в отставке Вукичевича, чтобы сгладить углы, но за него заступалась команда.

- Почему? Он был так хорош?

- Если команда посчитала, что это было правильно, то я не могу конфликтовать с командой.

- В итоге решение принимали вы?

- Если меня будет шантажировать 3 человека, то мне придётся задуматься, нужны ли мне они. Я открыт и многих из них знаю. Начиная от их семейных проблем. Команда решает, подходит или не подходит тренер, а я ставлю это мнение на первое место.

- Чем же так дорог был Вукичевич игрокам?

- Они затем пожалели.

- Объясните.

- После его отставки ни один футболист не подошёл и не сказал: «Верните его, пожалуйста».

- Почему они не хотели его возвращать?

- Это вопрос к команде.

- Вы ведь чувствуете пульс команды.

- Думаю, они хотели показать ему, что, несмотря на тот провал и проигрыш в полуфинале кубка от «Зимбру», команда в него верит, а я всего-то подчинился команде.

Это была, я считаю, словно последняя соломинка, последняя дорога к еврокубкам. 

- Почему же вы пожалели?

- Соломинка не спасла, внутри команды начала напрягаться атмосфера, возможно, между тренером и рядом футболистов возникли трения.

Конечно, я зол, потому что вовремя не сориентировался, не проявил волю. В итоге, ситуацию пришлось решать перед матчем с «Шерифом». (9-го ноября 2014-го года. «Дачия» выиграла 3:2 - примечание редактора).

Я пытался путём продления контракта, дать ему и нам надежду, но когда и второй блин получился комом...

Я прекрасно понимаю, что, если команда перестанет соответствовать определённому уровню, то тогда её точно ждёт судьба «Вериса» или «Костулень».

- Вы упомянули о том, что он был конфликтным человеком. С кем он конфликтовал?

- Знаю, что многие были рады, что он ушёл. Были такие футболисты, которые хотели сами уйти, пока он был у нас.

 width=

- В «Дачии», «Зимбру» у вас работали разные тренеры: Карас, Пилипчук, Семенов, Добровольский, Строенко, Негреску, сейчас вот Кубарев. Может кого-то пропустил. Составьте из этого списка идеальный портрет тренера.

- Это должен быть смелый человек. Помимо харизмы, он должен обладать навыками психолога и понимать состояние каждого футболиста. Современный футбол требует авантюризма. Это шоу, зрелище.

- Кто из вышеперечисленных тренеров, был, грубо говоря, за авантюру?

- Наверное, Пилипчук.

- Разве не Добровольский?

- Добровольский нет, мне так кажется.

- Почему же?

- У Добровольского есть одно качество, которого нет ни у одного из тренеров. Ему нужна команда, которая может измениться в любую секунду, потому что он умеет подчеркнуть в любую секунду сильные стороны футболиста.

Сегодня можете быть сильнее вы, а завтра я, ему нужен круговорот.

Он никогда не был труслив, и умел играть на "ноль" и ждать. Из-за этого у меня так много седины. Это не моя тактика, я предпочитаю осознавать, что мы либо победили, либо проиграли.

Сегодня пропускать голы - не зазорно, надо научиться забивать больше. Деян ушел перед матчем с «Шерифом» 9-го ноября, но до этого у нас состоялся диалог. Я спросил его: «Как «Дачия» сыграет с «Шерифом»? Он ответил, что мы получим минимум два гола.

- Так и было.

- Я сказал, что в таком случае мы забьем три («Дачия» обыграла «Шериф» со счетом 3:2 - примечание редактора).

- Негреску недолго удержался на посту тренера «Дачии». В чём причина?

- Я абсолютно уверен, что этот человек любит команду даже больше, чем все остальные. Многие футболисты становились тренерами в клубах, в которых раньше играли. Он из таких, но ему необходим опыт общения.

Быть тренером партнеров, с которыми ты ещё вчера играл бок о бок, - это всегда сложно. Его время ещё не пришло, но, по моему мнению, он будет очень хорошим тренером. Он бесстрашен, у Добровольского это уже черта характера, я надеюсь никакими поражениями это бесстрашие не победить.

Будет печально, если он станет таким же тренером, каких в Молдове множество. Не надо играть в футбол закрытого типа, так как выступает сборная Молдовы: 11 отбиваются - это некрасиво.

- Вы за атакующий футбол, я это понял, но вы прекрасно видели, что Кубарев, несмотря  на то, что умеет атаковать, в первую очередь - это тренер, который играет строго от обороны. Вы видели подобное в «Зимбру» и пригласили его в «Дачию». В чём логика?

- Кубарев пришёл в «Дачию» после определённых диалогов, ему поставили задачу играть в атакующий футбол, и он так и будет играть.

- А если нет, он уйдёт?

- Думаю, что только по обоюдному согласию, или он поймет, что это не его футбол, или «Дачия» поймёт, что это не её тренер. Расставание рано или поздно - неизбежно, но он пришёл, чтобы соответствовать тому футболу, который практикует «Дачия».

 width=

В ГЛУБИНЕ ДУШИ Я НАЧИНАЮ УВАЖАТЬ ЧЕБАНУ

- Вы часто критикуете быт молдавского футбола. В ближайшие две минуты я буду его адвокатом. Что хорошего произошло в отечественном футболе в последние полгода?

- Федерация начала понимать, что перемены неизбежны, и начала предпринимать конкретные шаги, которые мне симпатичны. Поэтому я престал их критиковать.

- Какие шаги?

- Я убежден, что Федерация футбола Молдовы, которая отвечает за сборную, понимает, что такое клуб-паразит. Так как сборная Молдовы выступает плохо именно из-за «Шерифа».

- Они это поняли?

- Я уверен, что да.

- Поясните.

- В «Шерифе» нет футболистов, которые помогают сборной Молдовы. Их задача состояла в том, чтобы брать на работу иностранцев и продавать: заработать много денег, что они и делали успешно.

Раньше они являлись колыбелью воспитанников для сборной, затем он начал умирать.

Сейчас ситуация критическая, потому что, если первая команда не будет выступать на евроарене, и не будет зарабатывать денег, то и молодёжь перестанет тянуться.

Федерация и Чебану понимают, что в этом плане работа была сделана неправильно, и я им за это благодарен. Сегодняшняя «Дачия» - это «Дачия-2 Буюкань». Там молодёжь, много "сборников".

Надеюсь, что эти позитивные изменения повлекут за собой перемены по отношению к клубам, которые противостоят «Шерифу» в чемпионате.

- У вас наладился диалог с Чебану?

- В последний период я не разговаривал с ним ни разу, а просто сказал, что изменил мнение о нем в положительную сторону.

- Вы ближе к футбольной элите, нежели я. «Костулень» и «Верис» покинули чемпионат. Почему?

- Абсолютно уверен, что команды снялись из-за финансовых проблем, а подводных камней искать не надо. Клубы не справились с нагрузкой. Если бы они не ушли тогда, то ушли бы сегодня.

- Давайте о делах медийных. Три года назад при вашем участии сформировалась медийная площадки fotbal.md. Для чего вам это было нужно?

- В тот момент «Дачия» шла на чемпионство, и я прекрасно понимал - медийная поддержка для любого клуба очень важна.

- И сейчас «Дачия» лидирует, может, новую платформу?

- Вы меня заставили задуматься.

- Конкретнее?

- Необходима медийная поддержка.

- До этого было сотрудничество в Moldfootball.com. Никогда не жалели, что в конечном итоге не смогли найти общих знаменателей, ведь тогда открывались весьма интересные перспективы с хорошими, на мой взгляд, результатами?

- Пожалел о сотрудничестве.

- Почему вдруг?

- Я пожалел, что оказал большую финансовую поддержку, сожалел, что оказал её, когда клуб рос и гремел.

- Если после 25-ти лет независимости никто не возьмется за проведение прямых трансляций на ТВ, может, вы смогли бы этим заняться? Станете первооткрывателем, будете продавать права на показ матчей. Или вы в убыток работать не хотите?

- Здесь вопрос поставлен неправильно. Когда мы говорим о продаже матчей, надо понимать одну вещь: самая кассовая продажа - это продажа матчей сборной, а это прерогатива UEFA и FIFA.

- Я это прекрасно понимаю, но я говорю о том, что вы, изначально делая этот шаг, пойдете в убыток...

- Я еще раз говорю, что те инициативы и те идеи, которые когда-то вносились мною на рассмотрение клубов НД, так и FMF, абсолютно актуальны и сегодня для Молдовы. Кстати, это один из моментов, который, как я считаю, в скором времени, даст свои плоды. Уверен, что руководство FMF найдет в себе силы и сядет за стол переговоров с руководством клубов, которые сейчас представляют НД, и начнет искать пути создания ПФЛ, организации телетрансляций.

То есть варианты, которые хоть частично начнут приносить доходы.

- Извините, но мне кажется, что здесь и сейчас - это из разряда фантастики.

- А я верю в это. Столько лет с этим боролся, и считаю, что та информация, которой я владею, заставляет меня быть оптимистом. Думаю, что в лучшем случае, летом это случится.

- Что, трансляции?

- Нет, разговоры с федерацией на предмет проведения трансляций. Но, опять же, посещая матч Казахстана и Молдовы, я узнал такую ужасную вещь, что Казахстан предлагал нам трансляцию бесплатно, сигнал там какой-то передать, а мы этим не воспользовались.

- Почему так произошло?

- Я не знаю. Честно вам говорю, я сегодня уже не хочу, мягко говоря, вешать все на шею одного человека. Причин всего этого много.

Первая причина: надо понимать, кого на кого ты меняешь. После заявлений Тестемицану о том, что в снятии «Костулень» и «Вериса», виноваты те, кто были в футболе и ушли, и теперь хотят снова прийти к власти, вот, если я был бы Чебану, и, посмотрев на его интервью, я бы понял следующее:

А) Товарищ опустил свою задницу на мое кресло;

Б) Товарищ боится, что кто-то другой положит туда свою задницу. Я убежден, что у Чебану хватит ума, чтобы это понять, потому что если Тестемицану придет к футбольной власти, то это вообще будет крах.

- Вы как будто выбираете из двух зол.

- Для себя - да, но одно дело молодое подрастающее зло, которое собирается кормиться из кормушки, другое дело - человек, который столько лет провел во главе молдавского футбола.

Я знаю, что он переживает за сборную. Скажу даже больше, он даже нервничает из-за результатов первой команды, и за это в глубине души я начинаю ценить человека.

Убежден, что с возрастом порядочность возьмет вверх. Что же касается Тестемицану, то у меня к нему всего лишь один вопрос: его голову раньше покинули волосы или мозги?

Поражаюсь, что человек, который сидит в кресле вице-президента может так открыто показывать свою позицию, хотя он реально боится. Я вас уверяю, что он это кресло главы FMF уже видит под собой, и это интервью - его страх.

Он даже был не в состоянии его сдержать, он просто взял и ляпнул по дури, что за всем этим стоит другой человек. Конечно, я сегодня хотел, чтобы это был Чебану.

Если бы мне сегодня сказали, вот тебе два кандидата: Тестемицану и Чебану, то я бы пожизненно подписал Чебану.

- Я считаю, что Чебану хороший мужичок: управленец, выстроил прочную вертикаль. Он своих в беде не оставит, поддержит, но у него, на мой взгляд, есть один очевидный минус. Вы знаете какой?

- Он не может быть современным управленцем. Это единственный его минус. Ему нужна современная группа, которая работает в плане менеджмента. Еще раз говорю: футбол - это деньги. Без денег еще никто и никогда футбол не построил.

Чебану однозначно умеет осваивать те деньги, которые поступают, но он должен еще и научиться зарабатывать деньги. Может, его и не стоит в этом винить, но есть люди в современном футболе, которые умеют их зарабатывать.

Его задача сегодня - признаться себе в этом, найти этих людей, пригласить их в штаб FMF и наделить их полномочиями, чтобы они могли зарабатывать деньги и для клубов, и для федерации.

- Например, вы?

- Если меня пригласят на диалог, то я с удовольствием готов все обсудить. Те идеи, которые у меня есть, я ими поделюсь. Я не требую соблюдения каких-то авторских прав, пусть их реализуют другие люди, главное, чтобы результат был.

Важно, чтобы клубы чувствовали, что в конце этого длинного туннеля, а он длинный, какой-то свет все-таки появился.

- Предположим, что Чебану приглашает вас на пост вице-президента FMF. Ваш ответ?

- Нет, конечно.

- Хорошо, тогда в каком качестве вы себя там видите?

- Если был бы какой-то комитет, который будет реально наделен правами, вносить какие-то правильные и интересные предложения в плане зарабатывания денег, а дальше должен быть уже другой комитет, который будет эти деньги эффективно тратить.

Я читал вот новость, что будущий стадион в Кишиневе мог бы стоить сто миллионов. Я четырьмя руками сказал бы нет, не делайте этого.

- Почему?

- Потому что сумма в сто миллионов была бы таким толчком для всего молдавского спорта, всех федераций, и так далее...

Что такое стадион? Это стены, в которые зароют 100 миллионов. Обслуживание такого стадиона в год - я вам как экономист говорю - будет стоить порядка 3-5 миллионов. Из каких денег это будет компенсироваться?

- Ваш вариант?

- Мой вариант - конкурс на право предложить проект на сто миллионов для всего молдавского спорта, и приз тому, кто составит этот проект, - 100 тысяч долларов.

- Так нам стадион нужен?

- Нужен.

- За сколько и какой?

- За 20-30 миллионов.

- Вместимость?

- 20 тысяч.

                                              (Продолжение следует)

 width=

 

Источник – MOLDOVA.sports.md


ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

КОММЕНТАРИИ

+4 1 Professor din USSM 18 марта 2015 | 16:10 Это даже очень хорошо что игроки и представители футбольной сферы обсуждают эти проблемы значит они имеют свое мнение, и выражают его должным образом, Значит переломный момет настал в спорте, молодые люди нетолько умеют играть футбол но и думать головой в правильном направлении. Им не промоишь мозг такими проплачеными статейками.
-2 54 ArturG 18 марта 2015 | 14:19 Вот она вся сущность молдавскогофутбола. Руководители и сами футболисты вместо того чтобы заниматься своим делом комментируют новости на сайтах! Готов поспорить что 80% "комментаторов" нанаших сайтах непосредственно связаны с футболом. И это очень жалко.
-5 54 ArturG 18 марта 2015 | 14:16 Вотонавсясущностьмолдавскогофутбола.Руководителиисамифутболистывместотогочтобызаниматьсясвоимделомкомментируютновостинасайтах!Готовпоспоритьчто80%"комментаторов"нанашихсайтахнепосредственносвязанысфутболом.Иэтооченьжалко.
-1 15 ФМФ 18 марта 2015 | 13:30 А КТО БОЛЕЛЬЩИК ? МОЖЕТ быть вы имели виду что он -РУКОВОДИТЕЛЬ КЛУБА , ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСМОТРИТЕ ДОКУМЕНТЫ КОТОРЫЕ ВЫ ПРЕДОСТАВИЛИ В ФМФ, А ИЗМЕНЕНИЯ ГЕН.МЕНЕДЖЕРА КЛУБА вы не предоставили )В ФМФ Информация что он руководитель клуба ДАЧИЯ. Так что не надо Ля-Ля рассказывать нам. Думаю что попадет он на бабки за оскорбление, даже на очень хорошие бабки.Ваше заявления что кто то кудато ушел с поста президента клуба д.б. подтверждино в комитет ФМФ. Пока нет изменений мы видим в нем руководителя клуба Дачия.
-2 310 марин 18 марта 2015 | 12:42 МАРАЗМ КРЕПЧАЕТ!!!!!)))))))ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ФФМ ВЫЗЫВАЕТ ФУТБОЛЬНОГО БОЛЕЛЬЩИКА НА СУД ЧЕСТИ В ФЕДЕРАЦИЮ ФУТБОЛА!!!)))))) ЭТО ДАЖЕ НЕ АНЕКДОТ! ЭТО ПЕРЕБОР ДАЖЕ ДЛЯ МОДОВЫ!!!)))хотелось бы надееца,што это троль пишет от лица тестемицану,но,чесно говоря надежды мало)))))
-1 1 Тестемицан 18 марта 2015 | 11:51 Оскорбления со стороны А.Шишканова мой чести и достоинства будут соответствующим образом рассмотрены в комитете ФМФ, надеюсь вам ШИШКАНОВ хватит смелости повторить тоже самое мне в лицо. Вы выразили уважение П.Г.Чебану каким образом, может этими словами- С возрастом порядочность возьмет верх. Вы ставите под сомнения порядочность людей с которыми практически не общаетесь и не знаете их. Ваши оскорбления преследуют одну цель- создать недоверие президента к вице-президенту. Создать разлад в стенах ФМФ, подсадить к следующим выборам своего человечка на место вице-президента. Всем все понятно , что и зачем делается, не обольщайтесь вы не придумали новый велосипед , схема стара. Раннее уже опробована вами.
-3 39 Виктор 18 марта 2015 | 09:50 Да чуть не забыл, не только лысая но и безмозглая
-1 39 Виктор 18 марта 2015 | 09:48 ТЕСТимицану Вам страшно не повезло.Он сломает вам хребет.А Павел Гиоргиевич добавит.Ибо из статьи нормальный человек видит улучшение отношений и веру в будущее, а ваша лысая голова вам покоя не дает))))
+3 231 Муса 18 марта 2015 | 09:40 Тестемициану - Вы прочитайте сами свой комментарий. Значит Вы действительно вредите не Шишханову как человеку, который в Ваш адрес высказывается не с уважением, а клубу где ребята борются, отдаются на поле с большой любовью к футболу.Явно высказались, что можете навредить Дачии.Как тогда уважать Вас. А по поводу Чебану, Шишханов высказался с уважением. А по поводу Михалева не Вы должны выступать, а сам Михалев. Однако он промолчал.Стать очень интересная. Спасибо.
-4 1403 Garaba 17 марта 2015 | 16:29 @ pentru alde " iniesta "- Hai te rog nu ma mai amesteca chiar peste tot.Tu doar foarte bine cunosti ca eu is suporter al nationalei.Cu cluburile nu prea am treaba.Retraiesc desigur pentru cluburile din partea dreapta a Nistrului,mai ales cele care-s mai aprioape de capitala pentru ca de pe aici-s si eu,dar pentru cluburi nu retraiesc chiar ca pentru nationala.Pursisimplu pentru ca nu ma autoidentific cu acestea.Eu is baiet simplu,de la tara.Dar cluburile asteas-s fudui.De Zimbru tac,la Milsami tot felu de brazilieni,la Dacia - alde Dobrovolski,Kubareov,Calincov.Ce treaba am eu cu ei ??
0 1 Эля 17 марта 2015 | 12:50 Многое сказанное объясняет прступки этого человека.Дачии очень повезло с ним
+1 9 Тчк 17 марта 2015 | 12:41 Это же не все интервью? На сайте Дачии больше оно
+8 1 Пресса 17 марта 2015 | 12:31 Кто какой человек не Мне судить.А вот интервью СУПЕР.!!!!А то пишут бредятину в три строчки и все стандартные.Молодцы!Давай еще с кем то.....
-1 1 Dachia 17 марта 2015 | 11:04 Zolotoi chelovek !!!
-7 30 iniesta 17 марта 2015 | 10:53 Cum de Garaba nu a comentat? Lingaul lui Adlan si a altor impostori, aferisti....
+13 310 марин 17 марта 2015 | 10:51 если после всего увиденного здесь,он допускает,што система(чабан)может добровольно отдать хотя бы одну ниточку власти из 1000,то он действительно неисправимый РОМАНТИК!!)))) Я уже не говорю про то,што бы пойти против шерифа-это вобще самоубийство для чабана!!
+2 9 Тчк 17 марта 2015 | 07:28 Очень откровенное и интересное интервью.
+2 815 дон педро 17 марта 2015 | 00:49 спасибо прекрасное интервью- примерно таким он мне и представлялся. эмоции у него правда иногда зашкаливают- но это из-за любви к футболу и к самой дачии.

Cамые обсуждаемые

Самые популярные

  • за год
  • за 6 месяцев
Loading...
Наверх ↑