Семион Булгару: "Когда перешёл из Зимбру в Шериф, довелось многое о себе услышать"



Интернет-телевидение SPORTS.md предлагает вашему вниманию интервью с защитником сборной Молдовы и нижегородской «Волги» Семионом Булгару. Футболист рассказал об особенностях на его взгляд молдавского футбола, противостоянии «Зимбру» и «Шерифа», о том, как воспринимается вылет клуба со столетней историей, причинах ухода из «Алании», предложении игрока сборной Голландии и лучшем подарке на день рождения.

Интервью подготовленно официальным сайтом ФК «Волга»:

До футбола попробовал много видов спорта 

- Семен, часть источников пишет твое имя на русский манер, а часть называет тебя менее привычно - Симион. Давай расставим точки над «i» - какой вариант верный? 

- Мне без разницы, если честно, я не обращаю внимания на такие детали. На молдавском правильно говорить - Симион. 

- Происхождение фамилии Булгару не несет болгарский след в твоей фамилии? 

- Вряд ли, Булгару - типичная молдавская фамилия, ведь она оканчивается на «у». Весь мой род из Молдавии, никаких других корней нет. 

- Ты хорошо говоришь на русском, фактически без акцента... 

- Молдова была частью СССР, а значит, русский был обязательной частью школьной программы. Сейчас русский - фактически второй официальный язык, поэтому его знание - изначально - не проблема. 

- Правда, что румын молдаване понимают без словарей и переводчиков? 

- Конечно, кто знает молдавский хорошо, может спокойно общаться и в Румынии. Разница все-таки есть. Румынский, наверное, более благозвучный язык, более красивый. 

- Очевидно, что заработать больших денег в молдавском футболе невозможно. Почему ты выбрал эту профессию? 

- До футбола я перепробовал несколько видов спорта - плавание, теннис, карате. Но, как и любой мальчишка, любил гонять мяч. Пошел заниматься, втянулся, да так и остался. Когда ты - молодой, то не думаешь о деньгах. Футбол воспринимается как хобби. Даже когда попал в дубль, то все равно играл в удовольствие. Лишь потом пришло понимание, что футбол - это работа. Да, первая зарплата была пятьдесят долларов, но даже благодаря ей ты можешь понять, что если будешь развиваться, то сможешь игрой заработать хорошие деньги. 

- На твой взгляд, деньги портят людей? 

- Все зависит от человека. Кто-то все понимает, оценивает, работает над собой. Но достаточно случаев, когда многие теряли голову от больших денег. 

После перехода в «Шериф» услышал с трибун много интересного 

- Ситуация с футболом в Молдавии специфична еще и потому, что в 90-е годы из девяти чемпионатов восемь выиграл «Зимбру». С 2000 года одиннадцать чемпионатов выиграл «Шериф». Почему гегемония одного клуба сменилась гегемонией другого? 

- «Зимбру» в свое время был очень хорошим коллективом. Тогда еще не было «Шерифа», но все равно эта команда достигала по молдавским меркам неплохих результатов в Европе. Думаю, причина в том, что тогдашний президент клуба жестко держал ситуацию под контролем. Они всегда покупали лучших игроков в чемпионате Молдавии. Можно сказать, что были местной «Баварией». Когда президент перераспределил полномочия на других сотрудников, в этот момент как раз появилась конкуренция со стороны «Шерифа», где у руководства было огромное желание чего-то добиться. Это подкреплялось и финансами. «Шериф» составил конкуренцию «Зимбру» на трансферном рынке. Сейчас на Украине и в России достаточно игроков, которые начинали в «Шерифе». В наши дни, я считаю, ситуация зависит от финансов. 

- Правда, что большинство клубов в твоей стране неконкурентоспособны именно в финансовом плане? 

- По сравнению с Россией, конечно. В Молдавии нет ни нефти, ни газа. Клубы - частные и большого дохода владельцам приносить не могут. 

- В России засветился клуб «Милсами». Правда, не своими результатами, а клипом для певицы Жасмин и танцем Харлем Шейк. 

- Если не ошибаюсь, муж Жасмин - его хозяин. Клуб постепенно выбивается в лидеры, в нем, насколько я слышал, все стабильно. Для молдавского уровня - хорошая команда. 

- За кого мечтают играть мальчишки в Молдавии? 

- Раньше все, конечно, хотели играть за «Зимбру». Потом, наверное, появилось поколение, которое мечтает о «Шерифе». Ведь тираспольцы несколько раз играли в групповом турнире Лиги Европы. 

- Каково переходить из «Зимбру» в «Шериф»? Ты, кстати, проделал такой путь. 

- Это местное дерби, как ЦСКА - «Спартак». Были проблемы. Когда команды встречались друг с другом, то фанаты кричали персональные «заряды». Не самого приятного содержания. Конечно, до того, чтобы машины бить - до этого дела не доходят. Но с трибун довелось многое о себе услышать. 

- У лидеров большие фанатские группировки? 

- Конечно, не такие, как у ЦСКА или «Спартака». Примерно, как у «Волги». Может, чуть больше, может, чуть меньше. Когда я играл, у «Зимбру» были очень активные фанаты. 

В Румынию почему-то не едут 

- В еще одном молдавском клубе - «Дачии» - работает известный российский футболист Игорь Добровольский. А кто главная звезда местного чемпионата? 

- Думаю, что Александр Суворов. Он долго играл в Польше. Конечно, большинство игроков хочет уехать в Европу, но в России всегда было больше молдаван, чем в другом чемпионате, прежде всего, из-за отсутствия языкового барьера. Когда ты приезжаешь сюда, то тебе не надо беспокоиться за адаптацию. Чемпионат тут сильный к тому же. Это тоже большой плюс. В Румынию, кстати, почему-то не едут. На данный момент вроде бы всего двое наших игроков выступают там. 

- В числе лучших бомбардиров чемпионата Молдавии можно обнаружить не только российские или балканские фамилии, но и игроков из диковинных Буркина-Фасо и Того... 

- В основном ставку на легионеров делал «Шериф». Причем их селекционная служба привозила игроков именно из Африки. Когда я играл в Тирасполе, то там было 8-9 африканцев. Во время выступления за «Зимбру», у нас в составе было 8-9 румын. Пока «Шериф» искал африканцев, «Зимбру» делал ставку на румын. Тогда было очень много легионеров в чемпионате. Сейчас, может, чуть получше стала ситуация, но все равно в составах молдавских клубов можно найти не только сербов или хорватов, но есть и африканцы, бразильцы и испанцы. 

- «Шерифу» не скучно играть в местном первенстве? В молдавской прессе, кстати, можно найти слухи, что клуб из Тирасполя подумывал о том, чтобы заявиться в чемпионат Украины. 

- В прошлом сезоне чемпионат выиграла «Дачия». Сейчас, конечно, «Шериф» вернет себе титул, но, насколько скучно играть команде в чемпионате, сказать не могу... Когда я там играл, то ситуация обстояла следующим образом: в первой части чемпионата шла более напряженная борьба, очки приходилось набирать с трудом. Потом втягивались в ритм сезона, все получалось словно автоматически, конкуренты оступались, не могли поддерживать такой темп, а «Шериф» за счет класса отрывался от них. 

- Тот факт, что вопрос с Приднестровьем так и не закрыт, не мешает проведению чемпионата? 

- Думаю, что он никак не влияет на футбольные дела. Команды из Приднестровья спокойно выступают в чемпионате. Я не чувствовал принципиальной разницы, выступая в Кишиневе и Тирасполе. Ну, разве что в Приднестровье подобие таможни есть. Она такая, как между Осетией и Кабардино-Балкарией. Скорее, КПП. Проезжаешь, тебя там отмечают, никаких проблем. Конечно, «Зимбру» - «Шериф» - принципиальный матч, но соперничество никогда не выходило за рамки футбола. Я, если честно, не очень увлекаюсь политикой. Да и, когда живешь долгое время в России, то голову забивают повседневные бытовые проблемы. 

- Очень модная тема - это объединение чемпионатов России и Украины. К примеру, возможно представить объединение чемпионатов Молдовы и Румынии? Все-таки раньше эти страны тоже были вместе. 

(Улыбается.) Это зависит от многих факторов, прежде всего, от функционеров. Как футболист я могу лишь сказать, что, конечно, играть против таких клубов, как «Шахтер», конечно, интересно, но, прежде всего, клубам-лидерам. 

В Дании на домашние игры приезжаешь самостоятельно 

- Что дала тебе поездка в Данию в профессиональном плане? 

- Год я отыграл в местной высшей лиге, мы вылетели, и еще год провел в первом дивизионе. Прежде всего, я возмужал за то время, что провел в Дании. Приобрел уверенность, стал мощнее. Посмотрел на футбол под другим углом зрения. Там игра напоминает Чемпионшип - атлетичная, жесткая, много борьбы. Кстати, многие датчане потом и уезжают в первую английскую лигу. Чемпионат Дании дал мне очень интересный опыт, потому что до него я был мальчишкой. Играл лишь в молдавском первенстве, а Дания помогла мне повзрослеть. 

- А что получил в культурном плане? Все-таки сменил южноевропейскую страну на преуспевающую Скандинавию. 

- Поначалу было тяжело. У датчан совсем другой менталитет. Со временем освоился. Много общался с грузином Попхадзе, который до меня там играл уже пару сезонов. Датчане отличаются, как мне кажется, даже и от типичных европейцев. По одежде, по менталитету. Они приходят с тобой на тренировку, все расслабленные, шутки, смех, но только раздается свисток, то у всех сразу максимальная концентрация. Едва успели закончить, снова шутки, расслабленность. Полтора часа поработали, и приколы возвращаются. У клуба даже не было базы, такого понятия, как карантин перед игрой - там, в принципе, не знают. Базу заменял дом, где можно переодеться, а рядом пять тренировочных полей. Играем дома - приезжаешь сам за полтора часа на стадион. Если играем в гостях, то вылетали заранее. Сорок минут до Копенгагена приходилось лететь, если в столице играли. 

- Население Виборга - меньше ста тысяч. Чем занимался помимо тренировок, или ты жил в режиме «дом-тренировка-дом»? 

- Первое время так и было. Очень тяжело. Во-первых, английский не знал нормально. Учил в школе, приехал в Данию, оказалось, что забыл. Потом познакомился с Джордже Флореску. Мы потом вместе, кстати, в «Алании» играли. А тогда он выступал за «Мидтъюллан», который базировался в 40 километрах от Виборга. Подружились, стали помогать друг другу. 

- Среди датчан друзья появились? 

- Чтобы прямо близкие - скорее, нет. Так, на уровне к соседям за солью зайти. Знакомые. Поддерживаю связь с Попхадзе и словаком Робертом Веселовски. 

- Датский чемпионат не самый известный в России. Довелось там поиграть против звездных игроков? 

- Против Аилтона тогда играл, который сейчас в «Тереке». Он тогда выступал за «Копенгаген». Уинстон Рид - центральный защитник «Вест Хэма». Он играл за «Мидтъюллан». Симон Кьяер из «Ромы» тогда с ним составлял пару. Если было бы время, еще бы вспомнил. 

- «Виборг», кстати, был основан еще в XIX веке. Ты говорил о раскрепощенном менталитете, но, тем не менее, вылет клуба с такими традициями стал для местных жителей трагедией? 

- Да-да. Это была трагедия. Не знаю, насколько верное слово, но чувствовалось, что ситуация непростая. Прежде всего, еще и потому, что в Европе клубы частные. Если ты вылетаешь, то часть спонсоров отворачивается от тебя. Это сказывается на финансировании. Тогда еще начался кризис в Европе как раз. Многие игроки тогда покинули клуб. 

- Насколько я понимаю, эта ситуация повлекла твой отъезд... 

- У меня была зарплата под высшую лигу. Когда мы вылетели, руководство честно сказало, что не может мне платить такие деньги. На тот момент я уже был вице-капитаном команды. Решили меня продать, чтобы облегчить финансовое положение клуба. 

- Но ты успел все-таки покататься по Дании, посмотреть города даже первой лиги... 

- Да, почти всю Данию объездил. Лишь по Копенгагену погулять не довелось, когда там играли, не было свободного времени. Дания, конечно, невероятная страна. Недаром она в лидерах по уровню жизни. Все идеально. 

Хейтинга однажды предложил обменяться футболками 

- Напоследок поговорим о делах национальной сборной, за которую ты продолжаешь выступления. В шести матчах нынешнего отборочного цикла сборная Молдавии набрала четыре очка. Приемлемый результат? 

- Мое мнение - недобрали, как минимум, два очка. Может быть, три. Играем дома с Черногорией, моментов у соперника не было, реализовали «стандарт», а у нас перед этим было два выхода один в один - не забиваем. 

- Почему получилось забить лишь три гола? 

- Мы играем в оборонительный футбол. Практически десять игроков сзади. 

- Это установка или ментальность? 

- И установка, и ментальность. С Англией, Польшей, Украиной и Черногорией в открытый футбол не поиграешь. Мы понимаем, что тогда пропустим очень много. 

- А потом вы выходите против Сан-Марино, когда десять сзади не поиграешь... 

(Смеется.) Ну, тут мы уже чувствовали себя лидерами, практически Англией. 

- В Тирасполе и Кишиневе болеют по-разному? 

- Раньше больше играли в Тирасполе, но там посещаемость меньше. В Кишиневе небольшой стадион на 10500 зрителей, но он всегда забит. 

- Какая цель у национальной сборной? 

- Была цель - занять третье место... 

- Неплохая задача в группе с тремя участниками последнего Евро и черногорцами... 

- Труднодостижимая. Но сейчас уже надо просто играть в футбол. Набирать очки. 

- Кто лидер нынешней сборной? 

- Александр Епуряну. 

- С кем-то обменивался футболками из соперников по нынешнему циклу? 

- Жена у меня собирает футболки, я же к этому занятию отношусь спокойно. Когда ты проигрываешь, то даже не думаешь, что надо с кем-то поменяться. Поскорее хочется уйти с поля. 

- А у тебя кто-то просил майку? 

- Когда играли с Голландией в позапрошлом цикле, на угловом Хейтинга мне говорит: «Давай майками поменяемся после игры!». Я, конечно, согласился. Но было очень странно, все-таки он игрок такого высокого уровня. 

- С кем бы хотелось сыграть на уровне сборных? 

- Могу сразу сказать, с кем бы не хотелось... 

- Давай подойдем к вопросу с такой позиции. 

- С Германией и Испанией. С Испанией, конечно, хотелось бы сыграть, с другой стороны. Но итог, конечно, будет печальный... 

Лучший подарок - остаться в элите без «стыков» 

- Когда перешел «Волгу», тот факт, что синхронно в команде оказался Бордиян, облегчил тебе адаптацию? 

- Конечно, мы давно знакомы. Много за сборную поиграли, вместе выступали за молодежку, юношеские команды. Плюс к тому же здесь два румына, да и пару ребят я знал по ФНЛ - Кудряшова, Салугина, еще Бибилова. Если честно, в коллектив в «Волге» вливаешься без труда. Настолько он хороший. Если честно, сколько я ни играл, такого коллектива никогда не видел. 

- В чем это выражается? 

- Сложно передать словами. Это чувствуется изнутри. Очень дружелюбная команда. 

- Болельщик постоянно сравнивает футбол, который показывает команда осенью, с той игрой, что она демонстрирует сейчас... 

- Болельщик всегда хочет, чтобы команда не просто выигрывала, а делала это красиво. На данном этапе нам надо просто набирать очки, чтобы не попасть на «стыки». С «Амкаром» играли более-менее хорошо, но сыграли вничью. А вот в «Мордовии» мучились первый тайм, а в итоге победили. 

- Верил тогда, что победим? 

- Когда ты на поле, то делаешь все возможное, чтобы переломить игру. Когда забили пенальти, то я понял, что это серьезный психологический удар для хозяев. Если удастся быстро забить, то победим - так и вышло. 

- Это самый грандиозный камбэк? 

- В «Виборге» как-то после первого тайма проигрывали - 0:2, а затем выиграли - 3:2. 

- Три пенальти в матче с «Крыльями» тоже, наверное, редкость... 

- Со скамейки тяжело разобраться, что там было... Те, кто был на поле, говорят, что нарушений не было. 

- Волнуешься за место в составе? Ведь необходимость в центральных защитниках в «Волге» особенно остро проявилась после неожиданной травмы Григалавы, который провел 19 матчей от звонка до звонка. 

- Конкуренции не боюсь. Она всегда идет в плюс. Тот, кто играет, понимает, что не может дать малейшую слабину. Гию я уважаю, но знаю, что на поле выйдет тот, кто будет лучше готов на конкретный момент. 

- Чемпионат заканчивается в твой день рождения. Каким будет лучший подарок от команды? 

- Чтобы остались в элите без «стыков». И еще хочется 26 мая выиграть у «Динамо»! 

Источник – MOLDOVA.sports.md


ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

КОММЕНТАРИИ

Cамые обсуждаемые

Самые популярные

  • за год
  • за 6 месяцев
Loading...
Наверх ↑